На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

225 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...
  • Ольга Белова
    Кто все-таки автор слов песни A Song for V группы Dr. Project Point Blank Blues Band?Мужская колыбельн...

Любимые советские актеры: Владислав Стржельчик

Начало начал

Владислав Стржельчик родился 31 января 1921 года в Петрограде (Санкт-Петербурге), куда его отец Игнатий Петрович, выходец из Польши, попал после Первой мировой войны. Отец, будучи человеком верующим, тайно ходил в костел и всю жизнь очень боялся, что его арестуют.



Владислав был поздним ребенком, рос обыкновенным шалопаем, обожал сладости, учился средне и уже в школе мечтал о театре. Он поступил в театральную студию при Большом драматическом театре, но война прервала его учебу.

Всю Отечественную войну Владислав Стржельчик был на фронте, вначале - в действующей армии, потом - в военном ансамбле. После войны в 1947 году Владислав Стржельчик окончил школу-студию при Ленинградском Большом драматическом театре, где его наставниками были Андрей Дикий и Борис Бабочкин, знаменитый исполнитель роли Чапаева. И с 1948 стал актером Ленинградского БДТ им. Максима Горького, сегодня - им. Г. Товстоногова.



Театр

В БДТ Владислав Стржельчик дебютировал в роли Клавдио в спектакле «Много шума из ничего», после чего следовал амплуа героя-любовника в других спектаклях. Первый успех и известность пришли к актеру: критика отметила его Грекова в спектакле «Враги». Затем был целый ряд ролей в костюмных пьесах: в «Девушке с кувшином», в «Слуге двух господ», в «Разоблаченном чудотворце».



В работе Владислав Стржельчик был педант, как и в жизни. Он не мог позволить себе опоздать на репетицию, ужасно гневался, когда кто-то приходил или с недоученной ролью, или забывал реплики. Отношение к делу, для него священному, неизменно оставалось скрупулезно-педантичным. Он всегда был в форме, всегда в голосе - профессионал не может позволить себе посадить голос, выпить накануне спектакля. Актер переходил от легковесных ролей героев-любовников к действительно драматическим характерам - Райского в «Обрыве», Цыганова в «Варварах», Кулыгина в «Трех сестрах»...



Каждая из этих ролей стала своеобразной ступенью к глубокому постижению и раскрытию образа Соломона Грегори в пьесе Миллера «Цена». Даже самые суровые критики Стржельчика относят эту роль к шедеврам, к вершине его творчества. Образ 90-летнего старика оказался настолько богатым по фактуре и философскому содержанию, что ему была уготована долгая жизнь на сцене БДТ, целых четверть века. Менялись партнеры Владислава Игнатьевича - блистательные Басилашвили и Ивченко, но именно на нем спектакль держался и неизменно шел с огромным успехом.

Стржельчик любил и умел шутить. На сцене это наиболее ярко проявилось, пожалуй, в «Хануме». Грузинский князь Вано Пантиашвили в исполнении Владислава Игнатьевича буквально искрился неповторимым, тонким юмором, которым были пронизаны чуть ли не каждое слово и жест артиста.
С ним было невероятно легко коллегам на сцене. Стржельчик был из тех актеров, кто строго подчинялся логике. Владислав Игнатьевич был фантастическим партнером, чувствовал партнера, шел от него. В спектакле «Этот пылко влюбленный» с Алисой Фрейндлих все строилось на блистательном партнерстве.

Ломая стереотипы зрительского восприятия, режиссеры от спектакля к спектаклю открывали все новые и новые грани дарования артиста.

Кино

В кино актер дебютировал в фильме «Машенька», вышедшем на экраны в 1942, где он сыграл роль белофинского офицера.
Но подлинным началом кинокарьеры для Стржельчика считается роль генерала Готбурга в картине «Как вас теперь называть?»(1965).



Будучи актёром подчеркнуто театральным, Стржельчик всегда ясно подает своего персонажа. Тем не менее, Стрежельчик — это по сути своей скромный и до конца еще не оцененный мастер театра и кино. Разгадка этого видимого противоречия заключается в том, что Стржельчик никогда не «играл», он всегда просто жил жизнью своего персонажа; поэтому, как и всякая работа, отмеченная печатью естественности, его творчество было почти «незаметным».



Ролей у Владислава Стржельчика в кино немало, роли настоящие, в которых для актера важны были личность, стереоскопия, объем. Разные краски, разные характеры. Ни об одном не скажешь, что он для Владислава Стржельчика случаен. У него все продумано заранее, вычислено психологически и социально.

Колоритные и многогранные характеры воплощены им в фильмах, ставших заметным явлением и классикой советского киноискусства: «Война и мир» (Наполеон), «Адъютант его превосходительства» (генерал Ковалевский), «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (аферист Нарышкин), Туполев («Поэма о крыльях»), «Соломенная шляпка» (отец невесты), «Женитьба» (Яичница), «Гардемарины, вперед!» (Лесток), «Тартюф» (Оргон).



Педагогическая деятельность

Многие годы Владислав Игнатьевич преподавал в творческих вузах Ленинграда: 1959-1968 в ЛГИТМиКе (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографа); с 1966 — Ленинградского института культуры, (с 1970 — кафедры музыкальной режиссуры).
Занимал пост председателя СТД, где прославился тем, что умел по-настоящему помогать людям.

Личная жизнь

По театру о Владиславе Стржельчике ходили всякие сплетни, шушукались, что он не пропускает ни одной хорошенькой женщины. Он был дамским угодником! Обожал женщин, обращался к ним не иначе как: «Солнце мое!» У каждой знакомой при встрече обязательно спрашивал, как дела, как дети. При этом сам был очень ревнивым человеком, прямо – таки собственником. Свою жену, актрису и режиссера БДТ - Людмилу Шувалову, он обожал.



У Стржельчиков царили уют и педантичный порядок. Они умели жить красиво. Владислав Игнатьевич любил, чтобы нигде не было ни пылинки, и Людмила Павловна была фантастической хозяйкой. В Петербурге было много красивых домов, но дом Стржельчиков отличался тем, что там все было изысканно. Старинные вещи - все неслучайные, никакого хлама.

Страшный диагноз

Однажды Владислав Стржельчик вдруг забыл на сцене кусок текста и даже не понял, что забыл. Это был четкий симптом болезни. Страшный диагноз-приговор - рак мозга. Сгорел Владислав Игнатьевич очень быстро. С момента начала болезни до его смерти прошло семь месяцев. Владиславу Стржельчику сделали тяжелейшую операцию, которая так и не принесла облегчения. Уход актера из жизни был страшным, мучительным. В театре все в один голос говорили: «В это невозможно поверить! Кто угодно, только не Владик». Он был сама жизнь! Смерть и он совершенно не вязались друг с другом...

Владислав Стржельчик, Людмила Шувалова и Рудольф Фурманов.

Скончался Владислав Стржельчик 11 сентября 1995 года. Похоронен в г. Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Детей у Стржельчиков никогда не было. Для Людмилы Павловны Владислав Игнатьевич составлял смысл ее жизни, в которой все подчинялось только его интересам.



В память о выдающемся актере в 1998 году в С.-Петербурге была учреждена независимая театральная премия им.В. Стржельчика, церемония вручения которой проходит каждый год 31 января.

Гранатовый браслет (1964)

Как вас теперь называть? (1965)

Война и мир (1965-1967)

Майор "Вихрь" (1967)

Адъютант его превосходительства (1969)

Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые (1970-1971)

Приваловские миллионы (1972)

Звезда пленительного счастья (1975)

Благочестивая Марта (1980)

Россия молодая (1981, 1982)

Остров сокровищ (1982)

Тайна Снежной Королевы (1986)

Гардемарины, вперёд! (1987)

Тартюф (1992)

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх