На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

228 подписчиков

Свежие комментарии

  • Смирнова Галина
    Требую исправить ошибку. Картину "Бой на 12-й заставе Московского погранотряда" написал не Семенов, а художник Смирно...Картины художнико...
  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...

Как первый полнометражный мультфильм «Аленький цветочек» создавали при помощи проектора и токарного станка

Режиссер Лев Атаманов — один из отцов советской мультипликации. Он автор многих шедевров, получивших призы международных кинофестивалей. Одна из самых известных его работ — сказка «Аленький цветочек». Мы решили разобраться, как создавали анимацию докомпьютерной эпохи.

Смотрели диснеевские фильмы и перенимали опыт

Лев Атаманов родился в Москве, окончил Первую киношколу и стал режиссером.

Через несколько лет занялся мультипликацией. Особенно его привлекали народные сказки. Несколько фильмов режиссер поставил до войны, но взлет его творчества пришелся на послевоенные годы.

КАДР ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ЗОЛОТАЯ АНТИЛОПА» (1954)

В 1950-х одна за другой вышли четыре самые известные ленты Льва Атаманова: «Желтый аист» по мотивам старинной китайской сказки, «Аленький цветочек» по книге Аксакова, «Золотая антилопа» по мотивам индийских сказок и «Снежная королева» по сказке Андерсена.

 

Со своим интересом к сказочным историям Атаманов был, как сейчас говорят, в тренде. Студия Диснея до войны сняла «Белоснежку» и «Пиноккио», в 1950 году «Золушку», в проекте были «Питер Пэн» и «Спящая красавица». Советским мультипликаторам эти фильмы были знакомы. 

«Взрослые и дети в Советском Союзе знали и любили работы Диснея, — рассказывал художник-постановщик «Аленького цветочка» Леонид Шварцман. — Дисней был нашим учителем: и как режиссер, и как сценарист, и как художник». На «Союзмультфильме» смотрели диснеевские фильмы — перенимали опыт.

 

Использовали проектор и токарный станок

КАДР ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ЗОЛУШКА» (1950)

Опыт заимствовали не только творческий, но и технический: в «Золушке» были применены новейшие технологии анимации, благодаря которым мыши превращались в скакунов, а тыква в карету. Неудивительно, что советскому режиссеру захотелось сделать что-то подобное.

Из Америки пришла и мода на полнометражные мультфильмы. «Аленький цветочек» идет 42 минуты! Атаманов взялся за эту большую работу в 1952-м, когда понял, что ему удалось сколотить крепкую профессиональную команду — он сам, художники-постановщики Леонид Шварцман и Александр Винокуров. 

На «Союзмультфильме» тогда использовали технологию ротоскопирования. Сначала актеров снимали на пленку. Потом на станке закрепляли проектор и отснятый материал покадрово переносили на бумагу. Художник фиксировал на больших листах фигуры и ключевые движения. Только не думайте, что это было какое-то специальное анимационное оборудование, ничего подобного. Обычный токарный станок притащили на студию с завода, просто на нем оказалось удобно работать. 

Шварцман и Винокуров разделили обязанности. Первому лучше удавался рисунок, он создавал персонажей. Второй был скорее живописцем, он работал над декорациями. Свои эскизы рисовал и режиссер Лев Атаманов. Он отлично знал, что хотел увидеть на экране, — быстро черкал карандашом, а получалась готовая композиция с персонажами. С такими заготовками художникам было намного легче работать.

Как создавали Чудовище для мультфильма

КАДР ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» (1952)

Так вот почему в советских мультфильмах персонажи часто похожи на настоящих артистов! В «Аленьком цветочке» сыграли Николай Боголюбов (купец Степан Емельянович), Владимир Грибков (его помощник Кондрат), Ольга Чепурова (дочка Гордея), Мария Бабанова (дочка Любава), Нина Крачковская (дочка Настенька), Алексей Консовский (принц). И в лицах героев действительно можно узнать черты актеров.

Артистов сняли и отрисовали довольно быстро. А вот с чудищем провозились дольше. Непонятно было, как его снимать. И подсмотреть было негде — до выхода диснеевского фильма «Красавица и чудовище» с похожим сюжетом было еще ох как долго.

На подготовительном этапе чудище сыграл Михаил Астангов — он же негодяй Негоро из «Пятнадцатилетнего капитана». На звезду Театра имени Вахтангова надели халат, подложили подушку — получился горб. При прорисовке добавили шерсти и постарались, чтобы «чудище безобразное» получилось загадочным и симпатичным.

После «Аленького цветочка» студия Диснея перенимала опыт российских аниматоров

КАДР ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» (1957)

На «Аленьком цветочке», как и на других фильмах Льва Атаманова, выросло не одно поколение. А еще об умении Льва Атаманова выбирать лучшие сюжеты говорит тот факт, что через 40 лет после выхода «Аленького цветочка» весь мир рукоплескал «Красавице и чудовищу», фильму с очень похожим сюжетом. Теперь уже студия Диснея перенимала опыт российских аниматоров.

Действительно, почему сюжеты «Аленького цветочка» и «Красавицы и чудовища» так похожи? Дело в том, что в основе обоих произведений лежит известная европейская сказка. Первая версия была опубликована в 1740 году, ее автором считается французская писательница Габриэль-Сюзанна Барбо де Вильнев. Классический сюжет использовали литераторы из разных стран, в том числе и русский писатель Сергей Аксаков. И это неудивительно: что может быть популярней истории, в которой доброта побеждает злое колдовство!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх