На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

224 подписчика

Свежие комментарии

  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...
  • Ольга Белова
    Кто все-таки автор слов песни A Song for V группы Dr. Project Point Blank Blues Band?Мужская колыбельн...

Сергей Васильевич Рахманинов: "Что отнимает жизнь, возвращает музыка"

" Что отнимает жизнь, возвращает музыка " Эти слова Генриха Гейне Сергей Рахманинов повторял часто. Как у большинства гениев, его счастье всегда шло рука об руку с трагедией. Исцеляла музыку. И слушатели не раз свидетельствовали об исцеляющем волшебстве рахманиновской музыки.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года - один из шестерых детей в семье талантливой, музыкальной. Долгое время местом его рождения считали новгородское имение его матери - Онег, позже почему-то стали называть усадьбу Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии. Но верно первое - раннее детство композитора прошло в Онеге.

Сергей Рахманинов - Детские годы и учеба

Дед великого композитора Аркадий Александрович, хотя и считался пианистом-любителем, учился у самого Джона Филда, жившего в России ирландского композитора, учителя Глинки и, по сути, создателя русской пианистической школы. Аркадий Александрович и сам сочинял музыку, несколько его сочинений даже были изданы в XVIII столетии.

Музыкально одаренным человеком был отец, отставной гусарский офицер Гродненского полка Василий Рахманинов. А мама, Любовь Петровна, урожденная Бутакова, окончила консерваторию по классу фортепиано у Антона Рубинштейна, неплохо пела и сама стала первым педагогом Сергея. И хотя, по его воспоминаниям, эти уроки доставляли ему «большое неудовольствие», к четырем годам малыш уже бойко играл с дедом в четыре руки.

Но одним из самых сильных музыкальных впечатлений детства он обязан своей религиозной бабушке, Софье Александровне Бутаковой: «Целыми часами мы простаивали в изумительных петербургских соборах - Исаакиевском, Казанском и других, во всех концах города, - вспоминал Сергей Васильевич. - Там часто пели лучшие петербургские хоры. Я старался найти местечко под галереей и ловил каждый звук. Благодаря хорошей памяти легко запоминал почти все, что слышал».

Вот где истоки его знаменитых «Колоколов» и «Всенощной», которые сам композитор считал лучшими своими сочинениями!

Жизнь Сергея Рахманинова в Ивановке

Лучшим местом на земле для него навсегда стала Ивановка. «16 лет я жил в имениях, принадлежавших моей матери, - запишет через годы Сергей Васильевич, - но к 16 годам мои родители растеряли свое состояние, и я уезжал на лето в имение моего родственника Сатина. С этого возраста вплоть до момента, когда я покинул Россию (навсегда?), целых 28 лет я и жил там...

Туда, в Ивановку, я всегда стремился. Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь».

Именно здесь, в Ивановке, завязалось и случилось многое, что определит всю дальнейшую жизнь Сергея Васильевича. Там он обретал «отдых и полный покой или, наоборот, усидчивую работу, которой окружающий покой благоприятствует». Здесь он оттачивал исполнительское мастерство для концертов, с которыми стал выступать еще в студенческие годы. Там рождались его первые сочинения, написанные под покровительством композитора и педагога Сергея Танеева. Там он пережил и первую красивую, безумно романтическую любовь. Там же обрел и другую - великую, чуткую, преданную, что будет с ним до конца.

Слушайте Первый фортепианный концерт Рахманинова. Вторая его часть посвящена Верочке Скалон. А как много рассказывают посвященные ей романсы: «О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной» на слова Фета и еще несколько, среди которых прекрасная незабвенная «Сирень». 

Сергей Рахманинов – “Сирень” 

Романсы - вообще особенные страницы сочинений Рахманинова. «Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они - как сестры-близнецы, - признавался композитор. - И красивая женщина, конечно, источник вечного вдохновения. Но вы должны бежать прочь от нее и искать уединения, иначе вы ничего не сочините, ничего не доведете до конца.

Носите вдохновение в вашем сердце и сознании, думайте о вдохновительнице, но для творческой работы оставайтесь наедине с самим собой. Настоящее вдохновение должно приходить изнутри. Если нет ничего внутри, ничто извне не поможет». Он создал более 80 прекрасных романсов, и за каждым -яркое переживание, признание сердца о любви с конкретным именем.

Трудно сказать, подозревал ли он в те месяцы в Ивановке, с какой болью и ревностью следила за разворачивающимися любовными страстями близкая Верочкина подруга и наперсница, умная, чуткая и талантливая Наташа Сатина, давно бесконечно и безнадежно влюбленная в своего гениального кузена. Но - любила, несмотря ни на что, тихо, верно, преданно.

К тому времени - еще в годы обучения в Московской консерватории - Рахманинов стал выступать с концертами, которые проходили с большим успехом. Активно занимался композицией под руководством Сергея Танеева и Антона Аренского. Тогда же впервые встретился с Чайковским, сразу отметившим способного ученика. Очень скоро Петр Ильич сказал: «Я предсказываю ему великое будущее».

В 18 лет Рахманинов блестяще завершил занятия по классу фортепиано, а после окончания консерватории по классу сочинения в 1892 году был награжден Большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы», которую написал всего за 17 дней. За нее присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (его педагог Танеев был любимым учеником Петра Ильича) пятерку с тремя плюсами.

Почти три года молодой композитор перебивался уроками в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте. Но продолжал сочинять. Крупнейшим созданием в то время стала Первая симфония. К сожалению, Александр Глазунов, не поняв ее необычности, провалил первое исполнение. Как помогла автору моральная поддержка и забота близких ему людей! И вдруг в 1897 году Рахманинов неожиданно получил предложение в совершенно иной области. 

Богатый промышленник Савва Мамонтов организовал частную оперу, собирал туда талантливую молодежь и предложил ему место второго дирижера. Здесь Сергей Васильевич на практике осваивал оперную классику, повстречал много замечательных музыкантов и потрясающих мастеров-художников, которым покровительствовал Мамонтов: Серова, Врубеля, Коровина. И познакомился с тогда начинающим удивительным певцом - Федором Шаляпиным, который только еще создавал своего Годунова, Грозного и другие партии, что вскоре потрясут весь мир. Здесь завязалась его дружба с этим «Богом отмеченным человеком», что продолжалась всю жизнь.

Летом 1898 года композитор с артистами Русской частной оперы приехал в Крым, где встретился с Антоном Чеховым. Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка Рахманинова за границу - в Англию. А первые годы нового столетия явили нового, истинно великого музыканта. Сергей Васильевич испытывал мощный прилив творческих сил, создавал новые произведения, выступал с концертами в Вене, Москве, Петербурге и провинции, а в 1904 году занял пост капельмейстера в Большом театре.

Семья Сергея Рахманинова

К тому времени Рахманинов уже стал мужем и отцом. Милая подруга его отрочества, давно влюбленная в него и пролившая немало слез из-за других влюбленных глаз, Наташа Сатина дождалась своего часа. Сама тонкая и способная музыкантша, занимавшаяся в консерватории по классу фортепиано и вокала, она сумела отвоевать сердце любимого человека.

Даже сестра Верочки Скалон Людмила Ростовцева написала полвека спустя: «Сережа женился на Наташе. Лучшей жены он не мог себе выбрать. Она любила его с детских лет, можно сказать, выстрадала его. Она была умна, музыкальна и очень содержательна. Мы радовались за Сережу, зная, в какие надежные руки он попадает...» И вся их дальнейшая семейная жизнь доказала, что они были созданы друг для друга, что лучшей подруги и быть не может.

Но не так просто было узаконить этот свыше ниспосланный союз. Сергей и Наталья были двоюродными братом и сестрой, а браки между близкими родственниками были запрещены, требовалось личное разрешение императора, которое давали в исключительных случаях. Жених и невеста прошение на высочайшее имя подали, но, несмотря на возможные большие неприятности за нарушение закона, ответа дожидаться не стали. Чтобы набрать денег на свадебное путешествие, Сергей засел в Ивановке сочинять 12 романсов - по одному ежедневно. 

С. Рахманинов - Элегия - S. Rachmaninoff - Elegie op.3 No.1 

А по возвращении 29 апреля 1902 года они обвенчались в небольшой церкви 6-го гренадерского Таврического полка на окраине Москвы.

Из церкви новобрачные поехали к шаферу А. Зилота, где было устроено угощение с шампанским. После этого они быстро переоделись и поехали прямо на вокзал, взяв билеты в Вену.

После месяца в Вене - красоты Италии, Швейцарии, чудесные Альпы и венецианские гондолы, незабываемые концерты и опера в исполнении лучших музыкантов Европы, дивное пение итальянцев... И - Вагнеровский фестиваль в Байрейте, билеты на который подарил, как свадебный подарок, Зилоти: «Летучий голландец», «Парсифаль» и «Кольцо нибелунга».

А прямо оттуда - домой, в Ивановку. Когда осенью выяснилось, что с разрешением на брак все обошлось, переехали в Москву. Там, на Воздвиженке, 14 марта 1903 года у них родилась дочь Ирина. А 21 июня 1907 года - вторая девочка, Татьяна.

Он называл свою Наталью Александровну «добрый гений всей моей жизни». Увы - даже такой благословенный союз не бывает безоблачным. Вроде бы с виду мрачноватый, даже угрюмый, Рахманинов был высоким, красивым и элегантным, и вокруг всегда было множество поклонниц. В сентябре 1916 года всего за две с половиной недели он написал шесть романсов с посвящением певице Нине Кошиц. Он аккомпанировал ей на гастролях и не скрывал своей восторженной влюбленности, что дало почву не только для пересудов. 

Неизвестно, сколько еще страданий пришлось бы на долю Натальи Александровны - конец этой истории положили революция и эмиграция. Вдали от родины Рахманинов больше не напишет ни одного романса. Но хотя Мировую войну 1914-1918 годов композитор воспринял как тяжелейшее испытание для России, они вначале и не собирались уезжать. С первого же «военного сезона» Сергей Васильевич постоянно участвовал в благотворительных концертах и февральскую революцию 1917 года воспринял с радостью. Но вскоре появились сомнения, нарастающие вместе с развертывающимися событиями.

Революцию композитор встретил с тревогой. Не только потому, что с ломкой всего строя артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы. С жестокой реальностью пришлось столкнуться и в своей Ивановке. Вроде бы местные крестьяне остались довольны ответами и планами умного и доброго барина, но вскоре сами пришли с советом уезжать: слишком зачастили какие-то чужие люди, которые мутят воду и подстрекают на бунт. Последней каплей стал бессмысленно выброшенный из окна «господского дома» и разбитый рояль.

С. Рахманинов - Романс (Romance - Andante espressivo in G Minor-15315)

Сергей Рахманинов - эмиграция

В декабре 1917 года Рахманинов с семьей выехал на гастроли в Швецию. И больше в Россию не возвращался. Это была трагедия: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Сначала Рахманиновы обосновалась в Дании, где композитор много выступал с концертами, чтобы заработать на жизнь, а в 1918 году они переехали в Америку, где концертная деятельность Сергея Васильевича продолжалась без перерыва почти 25 лет с ошеломляющим успехом.

В эмиграции Рахманинов почти прекратил дирижерские выступления, хотя его приглашали руководить Бостонским симфоническим оркестром, а позже оркестром города Цинциннати. Лишь изредка вставал за пульт, исполняя собственные сочинения. Признавал однако: «Что меня в Америке приятно поразило и глубоко тронуло, - это популярность Чайковского. Вокруг имени нашего композитора создался прямо-таки культ. Не проходит ни одного концерта, в программе которого не стояло бы имя Чайковского. Странно, ни от кого так не требовали исполнения музыки «модерн», как от Сергея Васильевича. Но дальше произведений Дебюсси, Равеля и Пуленка он не пошел. Жестко возражал бытующему мнению, будто это дальнейший этап развития музыкального искусства.

Считал, что это, напротив, регресс, не верил, что из этого направления может вырасти что-то значительное, потому что модернистам недостает основного - сердца. Говорил, что не понимает и не принимает таких сочинений, что и поклонники «модерна» лишь делают вид, будто что-то в них понимают: «Гейне однажды сказал: «То, что отнимает жизнь, возвращает музыка». Он бы не сказал этого, если бы услышал музыку сегодняшнего дня. Большей частью она не дает ничего. Музыка призвана приносить облегчение, должна оказывать очищающее действие наумы и сердца, но современная музыка не делает этого.

С. М. Рахманинов - “Вокализ” ор. 34 № 14 (исполняют В. Спиваков С. Безродный)

В 1930 году Рахманиновы приобрели поместье неподалеку от Люцерна и назвали его Сенар, соединив по две первые буквы от имен Сергей и Наталья и первую букву фамилии. В эти дни было много хорошей музыки». А еще хозяин любил торжественно демонстрировать технические новшества: лифт, пылесос и игрушечную железную дорогу. Особой его страстью были автомобили. «Рахманинов очень любил водить автомашину, -вспоминал знаменитый скрипач Натан Мильштейн. - Каждый год покупал новый «кадиллак» или «континенталь», потому что не любил возиться с ремонтом».

В первый же год в новом доме - в 1935 году -Рахманинов сочинил одну из лучших своих вещей - Рапсодию для фортепиано с оркестром. В следующие два лета закончил Третью симфонию. К сожалению, ему не пришлось увидеть Сенар после войны 1939-1945 годов. Он был бы поражен, увидев, как необыкновенно красиво выросли все его посадки. Не увидел. С началом новой войны композитор с женой вернулись в Америку.

Сергей Рахманинов – “Рапсодия”

C началом Великой Отечественной войны он одним из первых решил «показать своим примером всем русским, что надо в такое время забыть несогласия и объединиться для помощи изнемогающей и страдающей России».

В 1941 году весь сбор от благотворительного концерта в Нью-Йорке он передал советскому консулу В. А. Федюшину, написав в сопроводительном письме: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!» Были и другие концерты в помощь борющейся с фашистами Родине. А океанский пароход повез соотечественникам продовольствие и медикаменты.

В 1942 году исполнилось 50 лет артистической деятельности Рахманинова, но юбиляр запретил родственникам и друзьям говорить об этом. Не только потому, что не любил банкетов и тостов, - считал празднование неуместным, когда на фронтах льется кровь. Впрочем, в благополучной Америке мало кто вспомнил о юбилее Рахманинова, лишь представители фирмы «Стейнвей» преподнесли ему великолепный рояль. Зато на воюющей родине в Большом театре открылась выставка, посвященная жизни и творчеству композитора.

Cергей Рахманинов — "Весенние воды", исполняет Юрий Гуляев

Последние годы жизни Сергея Васильевича Рахманинова

17 февраля 1943 года состоялся его последний концерт, после которого он был вынужден прервать турне. «Болезнь прогрессировала так быстро, что был удивлен даже посещающий его ежедневно доктор Голицын, - вспоминала Наталья Александровна. - Есть Сергей Васильевич уже совсем не мог. Начались перебои в сердце. Как-то в полузабытьи Сергей Васильевич спросил меня: «Кто это играет?» - «Бог с тобою, Сережа, никто здесь не играет». - «Я слышу музыку».

В другой раз Сергей Васильевич, подняв над головой руку, сказал: «Странно, я чувствую, точно моя аура отделяется от головы». Но и в последние дни, редко приходя в сознание, просил Наталью Александровну прочитать ему сводки с русского фронта. Узнав о победе под Сталинградом, прошептал: «Слава Богу!»

«26 марта доктор Голицын посоветовал вызвать священника для причастия, -записала жена. - Отец Григорий причастил его утром (он же его и отпевал). Сергей Васильевич уже был без сознания. 27-го около полуночи началась агония, и 28-го в час ночи он тихо скончался. У него было замечательно покойное и хорошее выражение лица. Утром его перевезли в церковь Иконы Божьей Матери Спасения Погибающих где-то на окраине Лос-Анджелеса. Вечером была первая панихида. Собралось очень много народу. Церковь была полна цветами, букетами, венками. Целые кусты азалий прислала фирма «Стейнвей».

Похоронен Сергей Васильевич Рахманинов на кладбище в Кенсико, город Беверли-Хиллз, штат Калифорния. На могиле, у изголовья, растет большой развесистый клен. Вокруг вместо ограды посажены хвойные вечнозеленые кусты, а на самой могиле - цветы и большой православный крест под серый мрамор».

                                                                        

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх