На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

224 подписчика

Свежие комментарии

  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...
  • Ольга Белова
    Кто все-таки автор слов песни A Song for V группы Dr. Project Point Blank Blues Band?Мужская колыбельн...

Нина Рыжикова «Удивительная жизнь»

«А ВСЕМУ ПРЕДПОЧЛА НЕЖНЫЙ ВОЗДУХ САДОВЫЙ...»

Оказавшись в мастерской петербургской художницы Нины Рыжиковой, словно погружаешься в атмосферу рубежа XIX-XX столетий, с её символической многозначностью и поэтической изысканностью, в тоже время, находясь в оживленном районе современного Санкт- Петербурга, что рождает удивительное ощущение слияния сегодняшнего и былого. Негромкий голос её живописи заставляет вдруг остановиться и задуматься над простыми, в общем — то вещами, — что есть доброта и свет в нашей жизни. Живописные работы художницы отличаются особой рукотворной теплотой и какой-то «сделанностью» — в них нет ощущения безумного ритма сегодняшней жизни. Они уносят нас в прошлое, вернее в некую колыбель прошлого, трепетно сохраняемую автором. Вспоминаются строки Марины Цветаевой: «А всему предпочла нежный воздух садовый...».

Реклама 15

Это мир грез и волшебных видений, но мир, творимый, безусловно, современным художником, ценящим в первую очередь, свою внутреннею душевную гармонию и целостность, красоту и совершенство той единой частицы, из множества которых и складывается наша огромная многоцветная Вселенная.
Укромный мир человека, имеющего ранимую и нежную душу, раскрывается перед зрителем, рассматривающим картины Нины Рыжиковой. Удивляет сочетание художественного профессионализма и даже ремесленной тщательности с почти детской восторженностью и некоторой незащищенностью. Это редкое в наши дни соотношение и делает её искусство каким-то особенно трепетным, даруя нам истинную «благодать ремесла».

Она как-то даже смущаясь рассказывает о своей биографии — училась в Средней художественной школе при Академии художеств, затем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Закончила в 1993 году живописный факультет, мастерскую известного советского художника Ю. Непринцева. Вышла замуж за своего коллегу — живописца В. Могилевцева. Родила сына Никиту, который теперь тоже учится в Институте имени И.Е. Репина. Стала членом Союза художников России. Регулярно участвует в самых разнообразных выставках, преподает в детском дизайн-центре при Дворце творчества юных. Биография Н. Рыжиковой кажется, лишена драматизма и вместе с тем, в её жизни много душевных переживаний и внутренних событий и перипетий. Она глубокий и неординарный человек, и по-настоящему творческая натура.



Художница отмечает, что в изобразительном искусстве ей нравится многое и разное — П. Брейгель, Ж. Б. Шарден, английская живопись XVIII века, «Мир искусства», Э. Уайет. Разумеется, что как истинный профессионал, она умело переплавляет свои разнообразные впечатления в собственные оригинальные образы.



В своем творчестве Н. Рыжикова много обращается к акварельной технике и масляной живописи. Причем, многое рождается именно в акварели, а затем трансформируется в более монументальные образы, написанные маслом. В акварели она — настоящий мастер: тончайшие нюансы светотени, сложные пе-реходы от одного цвета к другому, виртуозные размывки, изящные линии, прекрасное чувство фактуры бумаги. Колорит её акварелей имеет необыкновенную прозрачность и вместе с тем интенсивность. Повторяемые в технике масляной живописи композиции приобретают картинную завершенность и основательность. В них сразу же усматривается безусловный профессионал, крепко владеющий приемами мастерства.
Темы живописи — немногочисленны, но весьма многоплановы: ретроспективные сюжеты, детские образы, сказки, портреты, натюрморты, пейзажи, гербарии. Живописный стиль, несмотря на молодость автора, уже имеет определенную стилистическую эволюцию. Можно выделить ранний период творчества — первая половина 1990-х годов, некоторым образом связанный с неопримитивизмом. В это время вполне ощутимо увлечение искусством популярной тогда в России московской художницы — Н. Нестеровой, а через её картины — живописью мастеров начала ХХ века — М. Ларионова, Д. Бурлюка, Н. Гончаровой.

К ранним работам можно отнести такие произведения как «Алупка. Магнолия», «Алупка. Белый пароход», «Цветущая Магнолия», «У моря», «Фонтан Пирамида», «Римские фонтаны», «Река Сороть», «Весенние цветы». Еще, буду-чи студенткой, Нина пыталась сформировать свою собственную манеру, достаточно смелую для академической живописи начала 1990-х годов. Она пишет свободными, пастозными мазками, несколько утрируя и даже упрощая форму, используя наивный рисунок, добавляя элементы юмора и даже гротеска в создаваемые образы, вводя чудаковатых персонажей в лирическую по настрою ткань своих полотен. Эти произведения отличаются достаточно сдержанным колоритом, они почти монохромны, но при этом строятся на сочетании различных оттенков нескольких цветов и разнообразии фактуры. В них чувствуется сильный темперамент молодой художницы.
Особенно удался пейзаж «Алупка. Белый пароход» (1990г.). В нем — узнаваемый вид на море с площадки набережной перед Воронцовским дворцом. Этот мотив часто эксплуатировался самыми разными художниками и кинематографистами и, можно сказать, стал почти хрестоматийным. Однако Н. Рыжиковой удалось найти свою интонацию в этом пейзаже, передав её через легкую иронию, которая сквозит буквально в каждом растении, архитектурных деталях, морских волнах, белом пароходике, как-то нелепо бороздящем мор-скую гладь, в фигуре пышнотелой женщины на берегу. Эта картина — своеобразная перекличка с полотнами Н. Нестеровой 1980-х годов.

"Майское чаепитие"

Натюрморт «Весенние цветы» (1994) написан в том же ключе неопримитивизма, но с элементами декоративной живописи. В разных емкостях — корзинке, стаканчиках, вазах разместились первые весенние цветы: крокусы, гиацинты, подснежники. Палитра здесь заметно высветлена, использованы очень нежные цветовые сочетания. В данной работе есть ощущение весеннего легкого воздуха, ожидания чуда и вместе с тем торжественное предстояние, как в натюрмортах М. Сарьяна. Нужно отметить, что этот натюрморт своей высветлен-ной палитрой и декоративной манерой письма становится своеобразным пере-ходом к более зрелым произведениям мастера. Своей композицией, построенной как театральная сцена с кулисами и задником, и напоминанием в колорите о комедии «dell’arte» он связан еще с одной важной темой в её живописи— театрализацией современной жизни.

"Земляничные поляны"

Элементы театрализации были весьма популярны у советских художников-восьмидесятников, о чем было достаточно много написано. Они обращались к театральной иносказательности, чтобы в условиях контроля власти над искусством говорить о сокровенном, делиться со зрителем своими искренними переживаниями. Это была одна из форм «эзопова» языка. Но в 1990-е годы ситуация в стране и обществе переменилась, наступила эпоха гласности и использование театральных приемов в живописи пригодилось Н. Рыжиковой вероятно лишь для того, чтобы как-то возвыситься над трудностями и некоторой монотонностью обыденной жизни.

"Зимнее солнцестояние"

Ряд работ 1990-х годов связан с образами Петергофа. Эта тема сразу же отводит нас к воспоминаниям об известном объединении русских художников рубежа XIX-XX веков «Мир искусства». Излюбленное место А. Бенуа и других мирискусников стало местом притяжения и многих современных авторов. Дос-таточно трудно найти какой-то новый поворот в этой теме. Однако Н. Рыжикова стремится через образы знаменитого дворцово-паркового ансамбля рассказать о своих современниках. В диалоге с прошлым острее раскрываются характеры её персонажей. В них уже нет гротескности ранних работ, но сохраняется заостренность портретных характеристик и некоторая утрированность черт. К этому циклу относятся «Фонтан без воды», «Портрет в Петергофе», «Купидон», «Осень».

Nina Ryzhikova (42) (700x597, 373Kb)

В «Фонтане без воды» (1994) еще присутствуют элементы неопримитивизма. Изображен фрагмент верхнего парка, с его строгими по форме деревьями и трельяжами, он ведет какую-то свою внутреннюю жизнь в воображении художницы. Как и у А. Бенуа скульптура фонтана выглядит более живой, чем человеческая фигурка-призрак на втором плане. Кажется, что фантастические рыбы фонтана действительно вот-вот задохнутся без воды, так трогательно они написаны. Образы искусства выглядят здесь убедительней самой жизни.

Nina Ryzhikova (39) (700x523, 418Kb)

Картина «Осень» (1997) пронизана особой атмосферой ностальгического настроения. Один из самых романтических уголков Петергофского парка — Марли, с его регулярной планировкой, аккуратно постриженными деревьями, незыблемой гладью пруда, пышностью осеннего увядания буквально порождает видения из прошлого. Фигура женщины на переднем плане словно сошла с полотен В. Борисова-Мусатова. В ней есть символическая многозначность, декадентская анемичность, средневековый романтический драматизм. Кто она? Призрак из прошлого или наша современница? Это портрет или собирательный образ? Художница решила, чтобы это осталось тайной. Она не дает однозначного ответа на этот вопрос...

Nina Ryzhikova (27) (700x522, 416Kb)


Некоторые работы Петергофского цикла более непосредственно связаны с ретроспективизмом мирискусников. Например, «Осень. Дворец Марли» (1998). Почти те же «декорации», что и в предыдущей картине, но иные персонажи: фигуры в костюмах XVIII века, дама в платье с кринолином и кавалер в камзоле. Этот композиционный и сюжетный ход порождает совсем иной смысл. Наши чувства от драматических переживаний переключаются на замысловатую, несколько куртуазную по духу игру. Развивает эту тему в еще более абстрагированном ключе картина «Весенние голоса» (1999) с её музыкальной нежностью и мягкой поэтичностью.

Nina Ryzhikova (44) (700x609, 431Kb)

Именно в эти годы возникает и тема детства, столь важная для Нины по вполне понятным причинам — она переживает счастье материнства. В «Автопортрете с сыном» 1996 года она пишет себя в ярко красном одеянии и сынишку в розовом костюме Арлекина. Следы Новогоднего праздника — елочные шары, маскарадные маски, конфетти; а в глазах персонажей легкая задумчивость и грусть. Нина будто не впускает зрителя в свой мир, создавая дополнительную дистанцию. Откровенному цвету платья, декоративно-плоскостно трактованному фону картины будто противопоставлены изящно написанные тонкой лессировкой лица.

Nina Ryzhikova 13 (644x700, 509Kb)

Продолжает эту линию автопортрет с сыном «Сон-трава» (2000). Тут использован еще один любопытный и неожиданный композиционный прием — портрет написан сквозь натюрморт на переднем плане. Трепетность чувств матери и ребенка, и их тонкий духовный мир раскрываются не только через лица, но и через элементы натюрморта, написанного в духе старинных голландских полотен. У Нины Рыжиковой есть еще одно серьезное увлечение — «гербарии», акварельные изображения цветов, растений, насекомых, сделанные как в старинных атласах XVII-XVIII вв. В этих акварелях удивительным образом сочетается почти натуралистическая тщательность с высоким уровнем художественного обобщения.

Nina Ryzhikova 16 (700x535, 399Kb)

С детством, конечно же, связаны и сказочные образы. Тема сказки трудна и даже опасна. Далеко не каждому художнику дана возможность сочетать фантазию с реальностью окружающего мира. Трудно не впасть в иллюстративность и даже некоторую дидактичность. Нину увлекает волшебный мир сказок, но сказки — это, прежде всего переживаемые её самой чувства. Поэтому она не сковывает себя определенным сюжетом и создает свободные интерпретации. В этом ей помогают своеобразные приемы — она показывает детскую игру в сказу. Чистота и трепетность детских лиц, и их искренние переживания помогают убедить зрителя в настоящей «серьезности» сказочной темы. В её произведениях причудливым образом переплетается мир сказок Андерсена с русскими на-родными сказками. Вероятно, не все гладко на этом пути, иногда получаются несколько надуманные композиции, как, например «Русалка» (2003), но некоторые картины удивляют своей чистотой и истинной сказочностью. Особенно ярко это проявляется в акварелях («Игра в свинопаса» (2000), «Игрушечный замок» (2000), «Замок» (2003)), а также в картинах маслом «Маша в лесу» (1995), «Машенька» (2004), «Дети в лесу» (2007).

Nina Ryzhikova (10) (619x700, 470Kb)

Своеобразным сочетанием театрализации и сказочности в живописи Н. Рыжиковой становится тема карнавала. Дети, одетые в карнавальные костюмы, перевоплощение в героев любимых книг и картин, выражение детских эмоций через игру. Все это увлекает художницу и рождает новые образы: «Рыцарь» (2001), «Игра в пиратов» (2002), «Старая карта» (2005). И как следствие — появление еще одного направления — ретроспективные детские портреты, изображение современных детей в костюмах или ситуациях прошлого: «Мореплаватели» (2002), «Дельфин и мальчик» (2004), «Кораблики» (2005), «Весенний ветер» (2006). И сегодняшние мальчики и девочки в современном окружении превращаются в картинах Нины в романтических персонажей старинной английской живописи («Скворец», 2007) или чеховских персонажей («Красная смородина», 2004). Есть в нынешних произведениях художницы трогательно-трепетная интонация в духе живописи Э. Уайета.

Nina Ryzhikova (11) (521x700, 368Kb)

Сегодня творчество Н. Рыжиковой находится в своей зрелой стадии. Она имеет богатый опыт, профессионализм — «прелесть твердой основы», мощную творческую энергию и множество планов. Ей по силам многое и остается только ожидать появления новых произведений.

Декан факультета теории и истории искусств
Института имени И. Е. Репина,
профессор, доктор искусствоведения,
член Союза художников России С. М. Грачева

http://artsacademy.ru/vystavki/574/

Nina Ryzhikova (26) (700x519, 403Kb)

Nina Ryzhikova (34) (700x613, 510Kb)

Nina Ryzhikova (43) (700x608, 460Kb)

119049533_1ak (699x551, 498Kb)

119049534_2ak (538x700, 442Kb)

119049536_4ak (555x700, 448Kb)

119049607_15ak (581x699, 417Kb)

12_2014 (700x561, 419Kb)

14_2014 (553x700, 425Kb)

DC1A7862 (700x594, 464Kb)

DC1A7865 (610x700, 465Kb)

DC1A7867 (612x700, 487Kb)

https://vk.com/id132059563

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх