На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

224 подписчика

Свежие комментарии

  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...
  • Ольга Белова
    Кто все-таки автор слов песни A Song for V группы Dr. Project Point Blank Blues Band?Мужская колыбельн...

Памятник на Пушкинской площади мог быть другим

Памятник Пушкину в Москве, с задумчиво наклонённой головой, без сомнения, известен всем. Он прочно вошёл в список достопримечательностей российской столицы.

Между тем, памятник поэту мог быть совершенно другим.

XVI веке на месте нынешней Пушкинской площади стояли Тверские ворота Белого города, через которые проходила дорога на Тверь, а с ХVIII века — на Петербург. В 1641 году рядом с ними была поставлена церковь в честь Страстной иконы Божьей матери, а с 1654 — эаложен Страстной женский монастырь. Сами ворота были снесены в 1720 году, на их месте образовалась небольшая площадь, уже в следующем году на ней была построена триумфальная арка для торжественного въезда в Москву Петра I в честь победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира. С тех пор, начиная с XVIII века, на месте снесённых ворот к каждой коронации регулярно ставили новые триумфальные арки.

1770-е годы была разобрана стена Белого города, а в 1791 году была снесена старая церковь Дмитрия Солунского, за исключением колокольни и на её месте построена новая, в стиле барокко; которая ещё раз перестраивалась в 1832 году. В 1796 году на месте снесённой стены появился Тверской бульвар, первый в Москве и тотчас ставший излюбленным местом прогулок.
Слева: церковь Дмитрия Солунского, вдали — триумфальная арка Павла I на площади Тверских ворот.
Справа: Страстная площадь с видом на монастырь.

Памятник — это инициатива выпускников Царскосельского лицея, однокашников поэта. В 1860 году была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге, было собрано около 13 тысяч рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота и к 1880 году удаётся собрать около 106 тысяч рублей.

Первый конкурс на памятник Пушкину, 1873 год.

Второй конкурс на памятник Пушкину, 1874 год.

Отобраны трое победителей, крайняя скульптура справа — работа Опекушина. Найдена поза и жест руки, рисунок постамента далек от нынешнего оригинала, скульптуры Пушкинских персонажей у подножья памятника исчезнут.
Третий конкурс на памятник Пушкину, 1875 год.

Проект скульптора Марка Антокольского, 1875 год.


В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса, состоявшего из трёх этапов, первая премия была присуждена Александру Михайловичу Опекушину, для его размещения и ведения монтажа был приглашён архитектор Иван Семёнович Богомолов.


Пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник открыли не сразу. Первое открытие 19 октября 1879 года, назначенное на годовщину открытия Лицея, сорвалось из-за повреждения одного из угловых монолитов основания, располагавшегося под ступенями лестницы, его пришлось заменить двумя новыми. Повторной датой открытия было назначено 26 мая 1880 года, день рождения Пушкина, однако его опять перенесли, теперь из-за траура по императрице Марии Александровне, супруги российского императора Александра II и матери правившего Александра III.

Оно наконец состоялось 6 июня 1880 года: несмотря на ненастную погоду, несколько тысяч москвичей собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили его открытие. В тот же день в Московском университете имело место торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали И. С. Тургенев и И. С. Аксаков, знаменитая речь Ф. М. Достоевского была произнесена именно там.

Сначала незавидная судьба постигла Страстной монастырь: 1929 года он был превращен в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников, а в 1937 году в ходе реконструкции бывшей Тверской, переименованной в улицу Горького (ныне снова Тверская улица), все постройки Страстного монастыря, кроме колокольни, были снесены. Сейчас на фундаментах церквей и построек стоит кинотеатр «Россия», плещут фонтаны и располагается сквер с переставленным памятником.


Слева: Начинается демонтаж Страстного монастыря,1937(?) год.
Справа: Монастырь исчез, идет расчистка площади.


Колокольня Страстного монастыря в начале ХХ века и в 1937 году. В столетие со дня смерти поэта площадь «Площадь декабрьского восстания» (названа так в 1918 году) была переименована в Пушкинскую.


Страстной монастырь: сначала балаган (1932 год), потом — цирк. На фотографии слева — постамент памятника Пушкину пуст.


Первоначальное место скульптуры — в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. Это его размещение было совершенно логично: поэт, прогуливаясь по любимому маршруту, выходит на Страстную площадь и склоняет голову перед Страстным монастырем, снимая шляпу — это и была главная суть замысла, вложенная скульптором в памятник поэту.


Переезд памятника на карте Москвы 1897 года (издание Снегирёва) и GoogleMap.
В 1950 году идею Опекушина похоронили окончательно — монумент был перемещен на другую сторону улицы Горького, на место снесенной колокольни Страстного монастыря и развернут на 180 градусов. Это полностью поменяло его восприятие — любая грамотно сделанная уличная скульптура делается с учётом освещения, связанного с перемещением солнца в течение дня.


Как работает дневное освещение: тогда (1880 год) и сейчас — видно, что памятник выглядит плоским.

Вместо эпилога.
«Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак».
Валентин Катаев, «Алмазный мой венец», 1978 год.

Источник

via: Фотохронограф

http://izbrannoe.com/news/eto-interesno/pamyatnik-na-pushkin...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх