На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

235 подписчиков

Свежие комментарии

Секрет «Чародеев». Почему Валентин Гафт чуть не задушил Александру Яковлеву

Картина «Чародеи», вышедшая на экраны 35 лет назад, в декаб­ре 1982 г., стала для зрителей одним из любимых новогодних фильмов.

В фильме герой Гафта влюблён в героиню Яковлевой, а в жизни между актёрами отношения были ужасные.
В фильме герой Гафта влюблён в героиню Яковлевой, а в жизни между актёрами отношения были ужасные. © / Кадр из фильма

По местам съёмок «Чародеев» «АиФ» провела москвовед Татьяна Воронцова.

Кто «приодел» ДК ЗИЛ?

- Что будет, если использовать волшебство в злых целях? Лёгкая, водевильная киносказка режиссёра Константина Бромберга «Чародеи», где много поют и танцуют, поставлена по сценарию братьев Стругацких. В этом новогоднем фильме Москва предстаёт в неожиданных ракурсах. К примеру, знаменитое учреждение в вымышленном городе Китежграде, в котором происходят главные события, - НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг) киношники «собрали» из нескольких частей. В роли самого здания выступила гостиница «Союз» рядом с метро «Речной вокзал», построенная к Олимпиаде-1980 (ул. Левобережная, д. 12) (1).

В роли самого здания выступила гостиница «Союз».

В роли самого здания выступила гостиница «Союз». Кадр из фильма

А «внутренности» НУИНУ снимали в памятнике авангарда - Дворце культуры ЗИЛ (ул. Восточная, д. 4, к. 1) (2). Когда в самом начале Юлий Цезаревич Камнеедов (Роман Филиппов) ходит и развешивает буквы на стене, мы видим его фойе.

Фойе дворца культуры ЗИЛ.

Фойе дворца культуры ЗИЛ. Кадр из фильма

Потом герои неоднократно оказываются в разных частях здания, а в самом конце в актовом зале проходит празднование Нового года с ёлкой и танцами. ДК ЗИЛ построен в 1930-е гг. звёздами архитектурного авангарда братьями Весниными в пролетарском районе для сотрудников завода им.

Сталина - тогда ЗИЛ назывался так.

Эстетика авангарда - это абсолютный минимализм. Но ДК ЗИЛ как раз накануне съёмок «Чародеев» пережил капитальный ремонт. Изнутри его «одели» по моде брежневских времён: огромные люстры, мрамор на лестницах и на полу. Всё это мы и видим в фильме. Сегодня зданию возвращают историческое внутреннее убранство. Таких клубов в столице в 1920-1­930-е гг. построили о­громное количество. Но ДК ЗИЛ - один из немногих, который и в XXI в. продолжает работать именно как клуб. Там замечательный лекторий, проводятся экскурсии, работает очень много кружков и секций, шикарная библиотека.

Изнутри ЗИЛ «одели» по моде брежневских времён: огромные люстры, мрамор на лестницах и на полу. Всё это мы и видим в фильме. Кадр из фильма

Все, конечно, помнят коридоры, по которым блуждает гость с юга (Семён Фарада), приехавший за волшебной палочкой. Фарада причитает: «Кто так строит, а? Кто так строит?», «Лю-ю-юди, ау!» Увидев следы, гость с юга радуется: «Здесь прошли люди! Здесь прошли люди… Люди… Я их найду!» Эту вереницу коридоров снимали в телецентре «Останкино». Кто там бывал, знает - новичку действительно трудно разобраться (ул. Академика Королёва, д. 12) (3). В фильме нам показана и инфографика «Останкино» - всевозможные указатели, таблички, дизайн которых тоже разрабатывался к Олимпиаде-80.

Забавно, но фразу «Кто так строит?» Семён Фарада сам предложил режиссёру - после того как однажды заблудился в «Останкино» и не сразу смог найти съёмочную группу «Чародеев».

Эту вереницу коридоров снимали в телецентре «Останкино».

Эту вереницу коридоров снимали в телецентре «Останкино». Кадр из фильма

Как душили Алёну

Красивую сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу под песню «Три белых коня» снимали на аллеях московского Ботанического сада. А в сценах, где Сатанеев на коленях признаётся Алёне Игоревне в любви, мы видим уже во всей красе оранжерею Ботанического сада (ул. Ботаническая, д. 4, стр. 2) (4).

Сцены с лошадьми снимали на аллеях московского Ботанического сада.

Сцены с лошадьми снимали на аллеях московского Ботанического сада. Кадр из фильма

Это в фильме герой Гафта влюблён в героиню Яковлевой, а в жизни между актёрами отношения были ужасные. На роль научного сотрудника института НУИНУ Алёны, на которую начальница Кира Анатольевна Шемаханская (Екатерина Васильева) из ревности к замдиректора по науке Ивану Степановичу Киврину (Валерий Золотухин) налагает заклятье «Зимнее сердце», пробовались Елена Цыплакова, Елена Проклова, Ирина Алфёрова.

Но режиссёр Константин Бромберг выбрал Александру Яковлеву - в ней была чертовщинка. Александру Абдулову, который играл возлюбленного Алёны Ивана Сергеевича Пухова, Яковлева понравилась. Чего не скажешь о Сатанееве - Валентине Гафте. Гримировалась актриса по три часа, осветителям доставалось за «неправильно» выставленный свет. Вся съёмочная группа простаивала, ожидая Алёнушку. Но главное - Гафт, будучи перфекционистом, не выносит, когда партнёры не помнят текста. А из-за Яковлевой дубли приходилось пере­снимать вновь и вновь. В итоге, когда Александ­ра Яковлева опять перепутала текст, Гафт, не выходя из образа Сатанеева, схватил артистку за шею и стал душить. Вся съёмочная группа оцепенела... Потом Валентин И­осифович заявил: «Я с ней работать не буду». Гафта еле-еле убедили остаться в картине, пообещав, что теперь он будет сниматься отдельно от Яковлевой. Монолог любви Сатанеев в итоге наговаривал, глядя на второго режиссёра Юлию Константинову, а потом во время монтажа к этим кадрам «подклеивали» Алёну Игоревну.

Оранжерея Ботанического сада.

Оранжерея Ботанического сада. Кадр из фильма

«Хам!» и «Ура!»

Проблемы были и с главным героем. Режиссёр видел в роли сотрудника фабрики музыкальных инструментов Ивана Сергеевича Пухова секс-символа тех лет Александра Абдулова. Однако руковод­ство Центрального телевидения Бромбергу отказало - у Абдулова в прошлом был роман с американкой, которую считали шпионкой. На главную роль чиновники навязали ему «усатого няня» Сергея Проханова, которому после брака с внучкой маршала везде был «зелёный свет». Но режиссёр схитрил - снимал Проханова со спины, а сам в это время добивался разрешения на Абдулова.

В фильме есть сцены, где Иванушка снят сзади, - это те самые кадры с Прохановым. Когда кандидатуру Александра Абдулова удалось согласовать, выяснилось: актёр снимается в четырёх фильмах параллельно и «Чародеи» станет пятым. Абдулов заявил, что сниматься может только ночью. Режиссёр согласился.

Все, конечно, помнят забавную песенку «Главное, чтобы костюмчик сидел», которую пели сотрудники НУИНУ Ковров (Эммануил Виторган) и Брыль (Михаил Светин), одевая Иванушку перед встречей с Алёнушкой. Так вот, костюмчик этот не простой, а в стиле диско. Белый костюм и чёрная рубашка Абдулова полностью повторяли наряд звезды танцпола Тони Манеро в исполнении Джона Траволты в музыкальном фильме 1977 г. «Лихорадка субботнего вечера». После долгих обсуждений цензура разрешила главному герою «Чародеев» быть одетым, как американская звезда.

Александр Абдулов и Джон Траволта в роли Тони Манеро.

Александр Абдулов и Джон Траволта в роли Тони Манеро. Кадры из фильмов

А вот говорящего кота цензоры не пощадили, не пропустив едкие замечания Василия, - оставили ему только два слова: «Хам!» и «Ура!» Из-за этого был очень расстроен Георгий Вицин, озвучивавший кота.

Ну а заканчивается фильм хеппи-эндом - Алёнушка расколдована, любовь торжествует, весь НУИНУ дружно празднует Новый год.

 

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх