На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

235 подписчиков

Свежие комментарии

  • Елена Жукова
    И Путин«Жена нужна тольк...
  • Смирнова Галина
    Требую исправить ошибку. Картину "Бой на 12-й заставе Московского погранотряда" написал не Семенов, а художник Смирно...Картины художнико...
  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...

Полные вёдра Ивана Лапикова. Он стал актёром вопреки родительскому запрету

Монах Кирилл из «Андрея Рублёва» Тарковского, старшина Поприщенко из эпопеи Бондарчука «Они сражались за Родину», владыко Афанасий из «России молодой»...

Иван Лапиков в роли Сартакова в фильме Юлия Карасика «Самый жаркий месяц».
Иван Лапиков в роли Сартакова в фильме Юлия Карасика «Самый жаркий месяц».

Ивану Лапикову удалось создать идеальный образ русского мужика — умного, доброго, но когда надо — жёсткого.

95 лет назад, 7 июля 1922 г. на хуторе Заячий у села Горный Балыклей, что в Царицынском уезде Саратовской губернии, в семье зажиточного крестьянина Герасима Лапикова родился сын. Если верить семейному преданию, родился он даже и не на хуторе, а прямо в поле — пуповину младенцу перерезали чуть ли не серпом. Так на свет появился самый русский из всех русских актёров — Иван Лапиков.

Известно и давно уже вышло в тираж банальнейшее выражение: «Биография писателя — это его книги». Сотни раз эту постылую фразу примеряли к композиторам, художникам и скульпторам. Но вот к актёрам — нечасто. И, в общем, правильно. Потому что сценический или экранный образ — жизнь всё-таки чужая. А всерьёз подменять чужой жизнь свою — так можно и с ума сойти.

Впрочем, исключения бывают. И все они свидетельствуют о большом, настоящем таланте, когда актёр, вживаясь в образ, всё равно остаётся собой. Иван Лапиков — как раз такое исключение.

У киношников есть понятие catch phrase. Что в примерном переводе значит «ключевая, коронная фраза, девиз». Скажем, у Арнольда Шварценеггера это, разумеется, I’ll be back. Сквозь сжатые челюсти робота-терминатора. А у Фаины Раневской — осточертевшее ей самой: «Муля, не нервируй меня!

» Знаковые роли Ивана Лапикова тоже можно отметить такими вот коронными фразами. И каждая из них, если приглядеться, находит отражение в реальной биографии актёра.

Монах

Многие считают, что одной из вершин его карьеры была роль монаха Кирилла в фильме Андрея Тарковского о древнерусском живописце Рублёве — «Страсти по Андрею». Чрезмерно гордый, бездарный, и при этом завистливый подмастерье, который свои пороки осознаёт, но умело маскирует показным смирением и набожностью. Собственно, с этого, по большому счёту, и начинается кино — монахи, застигнутые дождём, укрываются в доме, где даёт представление скоморох. Который тут же вышучивает Кирилла — услышав от него отказ распить пару ковшей браги, выдаёт: «Ну-ну, не пьём... И баб не е...м!» Кирилл в долгу не остаётся: «Бог создал попа, а чёрт — скомороха».

По воспоминаниям дочери Ивана Лапикова Елены, нечто подобное её отцу довелось услышать в свой адрес ещё в юности. Он вырос в очень религиозной семье. И его родители не скрывали набожности даже в советские годы. Разумеется, отец Ивана, Герасим Васильевич, был категорически против того, чтобы его сын стал лицедеем. Занятие греховное — артистов, шутов и скоморохов, как известно, и хоронили-то за церковной оградой. То есть на занятия юного Вани балалайкой в самодеятельном струнном оркестре Сталинградского завода имени Ленина смотрели ещё сквозь пальцы. А вот драмкружок уже вызывал нарекания. Отрыв от родителей и бегство в Харьковское театральное училище — тем более. Помирила отца и сына только война — в самом её начале Ивану в Харьков была направлена телеграмма: «Немедленно возвращайся!»

Старшина

В сюжете, связанным с Великой Отечественной, никак не обойтись без другой знаковой роли Лапикова. Фильм Сергея Бондарчука по роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину», рыжеусый старшина Поприщенко. С его бессмертным: «Парень геройский! А рост? Ну что же рост... Недаром говорят, что мал клоп, да вонюч. Геройством берёт».

А вот что вспоминал оператор ленты Вадим Юсов: «Никогда не забуду я неторопливых рассказов Лапикова, так органично вжившегося в образ старшины Поприщенко. Мне казалось, что я беседую не с актёром, а с настоящим участником Великой Отечественной, защитившим Родину от иноземных захватчиков». Тут может резануть слово «казалось». Дело в том, что Лапиков и был настоящим защитником безо всяких «казалось». Вернувшись в Сталинград, который в 1941 г. был ещё глубоким тылом, он пошёл в военкомат, где ему определили звание рядового. Спустя год, когда Сталинград стал уже точкой, где решалась судьба всей войны, Лапикова мобилизуют в батальон, строивший противотанковые линии обороны. А уже по своей собственной инициативе он организует что-то вроде речной флотилии — его небольшое подразделение, собранное из частных лодок, занималось перевозкой раненых на другой берег Волги. Так что медаль «За оборону Сталинграда», к которой представили Ивана Герасимовича, была заслужена честно и по справедливости.

Актеры Иван Лапиков и Юрий Никулин во время съемок фильма

Актеры Иван Лапиков и Юрий Никулин во время съемок фильма.

Мужик и поп

Доводилось ему играть и не совсем простых людей. Скажем, в фильме «Россия молодая» Лапикову досталась роль владыки Афанасия. Как ни странно, этот человек, облечённый нешуточной церковной, а местами даже и светской властью — один из наиболее чисто по-житейски симпатичных персонажей. Умный, проницательный, жёсткий без жестокости. И добрый. Чему свидетельством один небольшой эпизод, который даёт полное представление о человеческих качествах персонажа. Сидит архиерей на крылечке и беседует со щенком: «Вовсе ты, пёс, зажрался. Давеча от каши отворотился. А каша сладкая, с мёдом. Я, владыко, сию кашу не без удовольствия вкушаю, а ты, собака, беспородная, нос воротишь...»

Режиссер-постановщик Федор Филиппов и актер Иван Лапиков, исполняющий роль Иоанна Кронштадского, во время съемок фильма «По Руси».

Режиссер-постановщик Федор Филиппов и актер Иван Лапиков, исполняющий роль Иоанна Кронштадского, во время съемок фильма «По Руси». Фото: РИА Новости/ А. Аракелян

«Не без удовольствия вкушала» вся семья актёра. Как выяснилось впоследствии, Иван Герасимович очень даже неплохо готовил. Особенно ему удавались супы, компоты и беляши — блюдо, в приготовлении довольно сложное и требующее терпения. Вот что говорила его дочь: «Отец всегда тащил дом на себе. Ни мама, ни бабушка готовить не умели и не любили. Коронным блюдом было первое. Папа умудрялся доставать где-то пакеты с болгарскими замороженными овощами, из которых варил летние супчики. На праздник обязательно пек «Наполеон» по бабушкиному рецепту».

Впрочем, настоящим кладезем народной мудрости и источником хлёстких запоминающихся афоризмов стал один из самых длительных телевизионных проектов СССР — сериал «Вечный зов», своего рода семейная сага, где Лапиков сыграл роль Панкрата Назарова. Ему там принадлежит одна фраза, которая прекрасно иллюстрирует американскую притчу об оптимисте и пессимисте, которые оценивают стакан с водой. Для первого он наполовину полон. Для второго — наполовину пуст. А вот что по этому поводу думает русский мужик Панкрат Назаров в блестящем исполнении Ивана Лапикова:

— Когда с полным ведром бежишь — хошь не хошь, а половину расплескаешь...

Иван Лапиков в роли Панкрата Назарова и актер Николай Иванов в роли Ивана Савельева в фильме «Вечный зов» (режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков).

Иван Лапиков в роли Панкрата Назарова и актер Николай Иванов в роли Ивана Савельева в фильме «Вечный зов» (режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков). Фото: РИА Новости

Здесь всё по-нашему, по-русски — лихо и с избытком. И объем — не стаканы, а вёдра. И динамика — не просто на них пялишься, а бежишь. Ну и, конечно, наша вечная спешка к большой и светлой цели — здесь уже не до полноты вёдер. Здесь надо проявлять стойкость, смекалку и смирение. Такими качествами и обладал русский актёр большого таланта Иван Лапиков.

 

Ссылка на первоисточник
наверх