Не у вас ли трава, что поет и синяя, синяя птица?
Вы помните? Так начинается сказка, подарившая человечеству символ счастья – Синюю птицу.
И каждый из нас слышал про ускользающую из рук Птицу удачи цвета ультрамарин
Да, да, я все понимаю, мы лидера группы не уважаем, но «Машина» - группа моего времени.
И, кстати, «Синяя птица» у них не просто так… но об этом чуть позже.И про птицу счастья завтрашнего дня (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова, исп. Н. Гнатюк)
Наши дорогие авторы этой песни – Добронравов и Пахмутова – сейчас лечатся от ковида. Их состояние оценивается, как удовлетворительное. Давайте пожелаем им скорейшего выздоровления!
Гарик Сукачев «Птица» - тоже о счастье, о полете души. «И тогда я прилечу к тебе на крыльях Солнца… и ничего не бойся!»
Ирина Понаровская исполняет песню «Птица счастья» (муз. А. Петрова, слова Т. Калининой), государственный эстрадный оркестр п/у Олега Лундстрема – прекрасная джазовая мелодия и великолепный голос Ирины – рекомендую дослушать до конца..
«Если вдруг в ненастный вечер она влетит в окно,
И в радости, и горе просите об одном…»
Птица счастья прилетела к нам из феерии в 6 действиях и 12 картинах «Синяя птица» бельгийского поэта, писателя-символиста Мориса Метерлинка (1849-1949 г. г.). Метерлинк писал пьесы, стихи, прозу. «Синяя птица» - это пьеса, написана в 1905 г. Если вы подзабыли, напомню сюжет.
Дети дровосека, мальчик Тильтиль и девочка Митиль просыпаются в своем небогатом домике ночью от шума – кто-то за окном веселится. Оказывается, это богатые соседи празднуют Рождество. Соседи танцуют, угощаются пирожными, катаются на коньках. Сияют огни, дети и взрослые нарядно одеты, играет музыка, а игрушек-то! А Митиль только один раз ела пирожное… давным-давно, когда «была маленькой»… Дети начинают «играть в праздник» - есть понарошку пирожные, танцевать, и вдруг раздается стук в дверь. Входит старуха с палкой, горбатая, нос крючком.
Старуха: - Не у вас ли трава, что поет и синяя, синяя птица?
Тильтиль: - У нас есть трава, но она не поет!
Митиль: - У Тильтиля есть птица!
Тильтиль: - У меня есть, но я ее не отдам! Потому что она моя!
Но птица Тильтиля – обычная горлица – недостаточно синяя для странной гостьи! Её больной внучке очень нужна синяя-синяя птица! Девочка больна… что с ней? Трудно понять. Наверное, она хочет быть счастливой…
И старушка, несмотря на глубокую ночь, настаивает на том, что именно сейчас и именно детям дровосека нужно идти искать синюю птицу для бедной девочки!
И вот тут начинаются еще большие чудеса. Старушка, оказывается, не старая карга с причудами, а прекрасная Фея Берилюна! И дома у детей ничуть не хуже, чем у богатых соседей! Но чтобы это увидеть, нужно стать зрячим! И обрести зрение поможет волшебный алмаз!
Фея подарила Тильтилю шапочку с волшебным алмазом. Если его повернуть, то можно увидеть мир настоящим. Старуха превращается в прекрасную фею, стены в хижине начинают сверкать, все преображается. Оживают Огонь, Вода, Хлеб, Молоко, Сахар. Пес и Кот начинают говорить со своими хозяевами. Последней оживает Душа Света. Ожившие души стихий, вещей и животных будут сопровождать детей в путешествии за Синей птицей.
Дети и Души попадают во дворец Феи, в Страну воспоминаний, во Дворец Ночи. В Лесу и на Кладбище им грозит смертельная опасность, в Саду Блаженств они чуть не забыли о своей цели, в Царстве Будущего они знакомятся со своим еще не родившимся братом, встречают прекрасную Материнскую Любовь…
Они принимают старого дрозда из домика умерших бабушки и дедушки за ту самую синюю птицу, приносят в Мир живых, но дрозд теряет синий оттенок и становится обычным черным дроздом.
Во Дворце царицы Ночи они почти нашли настоящую Синюю птицу, но… не сумели распознать ее среди голубых птиц сновидений. Набрали их много-много, вынесли на дневной свет, и птицы умерли. В Лесу Синяя птица показалась на несколько мгновений, но ее не отдал Дуб. В Саду Блаженств птице нечего было делать – там и так все прекрасно, до противности. Бедные дети вернулись домой с пустыми руками. Наступило время расставаться с полюбившимися им Душами. «Прощание» - одна из самых трогательных сцен пьесы. «Прощайте, прощайте, пора нам уходить!» - грустно звучит прекрасная музыка к спектаклю МХАТа И. Саца.
Душа Света: - Теперь позвольте и мне, детки, поцеловать вас в последний раз...
Тильтиль и Митиль: - Нет, нет, нет, Душа Света!.. Оставайся с нами!.. Отец ничего не будет иметь против... А маме мы расскажем, как ты была с нами ласкова...
Душа Света: - Не плачьте, дорогие мои!.. В отличие от Воды у меня нет голоса. У меня есть только сияние, но Человек не слышит его. Я же бодрствую над Человеком до конца его дней... Помните: я говорю с вами в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей на вас звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе, в каждом вашем чистом и ясном помысле..."
В последней сцене дети спят в кроватках, как будто никуда не уходили. Мать будит их. Они просыпаются, и… чудеса продолжаются!
Тильтиль и Митиль не утеряли обретенное волшебное зрение! Старый дом они видят таким же прекрасным, как в сказке. « Как я счастлив, как я счастлив, как я счастлив!» - повторяет Тильтиль.
Детям пришлось пережить разочарование, преодолеть опасности, искушения – и после всех приключений осознать, что счастье, блаженство, любовь – все это у них было дома. И даже Синяя птица.
Тильтиль: - Верно, верно, у меня есть птица... Где же она?.. А, вот и клетка!.. Постой, постой!.. Да ведь она синяя!.. Да ведь это моя горлица!.. Да ведь, когда я уходил, она была не такая синяя!.. Да ведь это же и есть та Синяя Птица, которую мы искали!.. Мы за ней этакую даль ходили, а она, оказывается, здесь!
Горлица стала синей! Тильтиль подарит свою птичку бедной больной девочке. Он подарит ей совсем немного счастья, но ей окажется достаточно, чтобы подняться с постели и выйти на крыльцо. А птица… птица вырвется из ее рук и улетит.
Тильтиль: - Ничего, не плачь, я ее поймаю!.. (Выходит на авансцену и обращается к зрителям.) Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам - она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем...
Простой сюжет. Красивая символика. Детская ли это сказка? Или взрослая?
Шесть действий, двенадцать картин. Пятьдесят пять героев с именами и 12 групп массовки.
Французские театры отказались ставить «Синюю птицу» - в начале 20 века было непонятно, как представить на сцене превращения, призраков, корабли, на которых спускаются на Землю души младенцев. Морис Метерлинк передал пьесу К. Станиславскому с правом первой постановки. Полная версия, поставленная в 1908 г. в МХАТе, шла более 4 часов.
Постановка этой пьесы заняла больше года. Интересно, что «Синяя птица» - это единственная пьеса, поставленная Станиславским и сохранившаяся до наших дней.
Правда, в МХАТе она уже давно идет в урезанном варианте. Сейчас это – детский спектакль, в нем остались только первая и последняя сцены, Страна воспоминаний и Дворец Ночи. Но зато звучит великолепная музыка Ильи Саца. «Мы длинной вереницей идем за Синей птицей» - К. Паустовский писал, что после премьеры эти строки пела вся Москва.
Спектакль получился потрясающим. Его разносили в пух и прах и превозносили до небес. Иногда в одной рецензии делали и то, и другое.
Новые костюмы, новые сценические решения, новое в актерском мастерстве.
«Нам приходится изобразить на сцене сон, мечту, предчувствие, сказку», - обращался к труппе Станиславский.
«Человек царствует на земле и думает, что он познал мировые тайны. На самом деле он знает мало. Самое главное скрыто от человека. Так живут люди среди своих материальных благ, все более удаляясь от духовной, созерцательной жизни.
Только немногим избранникам свойственно это духовное счастье… Подсмотрев или подслушав мировые тайны, они повествуют их человекам, которые смотрят на гениев с раскрытыми глазами и недоверчивой улыбкой, подмигивая глазом. Так летят столетия, а гул городов и деревень все заглушает шорох, производимый ростом былинки.
Дым фабрик скрывает от нас красоту мира; мануфактурная роскошь ослепляет нас, а лепные потолки отделяют нас от неба и звезд».
«Дети ближе к природе, из которой они так недавно произошли. Они любят созерцать. Они способны любить игрушки, они плачут, расставаясь с ними».
Стоп. А помните ли вы песню, с которой начиналась эта статья? «Машина времени», «Синяя птица» из рок-оперы «Маленький принц» (1979 г.). Помните? В рок-опере песни перемежались цитатами из «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери, и среди них эта:
«Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают всю душу тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут...»
Интересно: «Впервые «Маленький принц» опубликован 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке. Было продано более 140 миллионов экземпляров по всему миру, что поставило её в ряд самых продаваемых книг».
В жизнь многих поколений людей «Синяя птица» влетела со сцены МХАТа. А в моей жизни она появилась в 1976 г. со знаковым советско-американским кинофильмом «Синяя птица». Пожалуй, это – самая полная версия пьесы на сегодня. Там нет только одной сцены, и если вы хотите получить наиболее полное представление о сказке, можно посмотреть для начала фильм.
Но об этом – о том, как снимался фильм (проект «Союз-Аполлон» в культурной сфере), о других киноверсиях, о реконструкции постановки Станиславского, о том, как ставилась эта пьеса – с следующей статье.
А в конце -
Песня из к/ф «Синяя птица». Муз. А. Петрова, сл. Т. Калининой, исп. Л. Сенчина.
Если вдруг в судьбе твоей случится
Заблудиться в небе синей птицей,
Иди за ней, лети за ней, за ней, за ней!
Приближаются новогодние праздники. А вдруг раздастся стук в дверь и старческий скрипучий голос спросит:
- Не у вас ли трава, что растет и синяя-синяя птица?
Свежие комментарии