Нептун и Амфитрита (Neptuno y Anfítrite)_30 x 41_медь, масло_Мадрид, музей Прадо
1600-1620_Притча о блудном сыне (The story of the prodigal son)_61 х 85_д.,м._Амстердам, Рейксмузеум
1607_Шабаш ведьм (Hexenversammlung)_56 х 83.5_д.,м._Вена, Музей истории исткусств
1604_Искушение святого Антония (The Temptation of Saint Anthony)_20.6 x 27.7_медь, масло_Частное собрание
****
Франс Франкен Младший (нид. Frans Francken (II), род. 1581 г. Антверпен — ум.6 мая 1642 г. Антверпен) — фламандский художник эпохи барокко, один из наиболее известных мастеров фамилии художников Франкен.
Учился он у своего отца, который с детства привил ему любовь к итальянскому искусству. Долгое пребывание в Италии сослужило Франкену хорошую службу. Он изучал картины венецианских и флорентийских мастеров Высокого Возрождения. Это дало художнику возможность понять сущность итальянского искусства, усвоить не только формальные приемы, но и духовное содержание этого искусства. Поэтому по возвращении в Антверпен в 1605 году Франс Франкен предстает перед нами вдумчивым последователем итальянского маньеризма. В том же году художник становится членом гильдии св. Луки. А в 1614 году его выдвигают на почетную должность казначея и декана этой гильдии.
При жизни он был знаменитым мастером. Его имя называли среди ведущих фламандских мастеров. Ван Дейк и Рубенс были его друзьями (с, последним он познакомился во время своего пребывания в Италии). Мастерская, которую имел художник, обслуживала не только фламандских, но и иностранных заказчиков. О признании современников свидетельствуют и те почести, которых добился Франкен в Антверпене.
Талантливый живописец, Франкен писал небольшие картины, полные любопытных деталей и увлекательного рассказа. Чаще всего его привлекали мифологические и библейские сюжеты, в которых стремление к достоверности изображения сочеталось с интересом к аллегоричности и символике содержания.
Франкен часто сотрудничал с другими художниками.
Талант Франкена был многообразен. Известно, что художник прекрасно рисовал, делал эскизы росписей посуды, костюмов, резьбы по металлу. Видимо, он имел склонность и к литературе, так как был членом одного из антверпенских литературных обществ и сделал для него эмблему. Все это позволяет назвать Франса Франкена Младшего одним из ведущих мастеров того периода фламандского искусства, когда только начинал зарождаться национальный стиль.
В Евангелии от Матфея (25:35-36) Христос говорит, обращаясь к праведникам, о шести делах милосердия: накормить голодающих, напоить жаждующих, приютить путников, одеть нагих, посетить больных, посетить заключенных. Седьмое - похоронить умерших - не упоминается, но именно изображение этого дела милосердия было весьма распространено в период позднего Средневековья, когда в Европе свирепствовала чума. В многочисленных произведениях на эту тему Франс Франкен II каждый раз по-новому варьирует составляющие ее эпизоды.
Так, на первом плане эрмитажной картины представлена сцена "Раздача хлебов", иллюстрирующая сюжет первого из дел милосердия. В левой части композиции на одной крытой террасе изображен богач, делящийся одеждой с бедняками, на другой - родственники, навещающие больного. Художник нашел своеобразные архитектурные ниши почти для каждого из дел милосердия: например, в сцене "Посещение узника" (справа, на втором плане) фигура заключенного видна в окне тюремной башни. Под архитектурным навесом, слева, в глубине, изображен гостеприимный хозяин, приглашающий пилигримов в свой дом. Исключение составляют лишь две сцены: "Утоление жажды" (справа на втором плане) и "Похороны умершего" ( в глубине). Они располагаются в более открытом пространстве на фоне собора и кажутся заключенными в рамки архитектурных форм.
В творчестве Франкена нашло отражение еще одно веяние времени — увлечение коллекционированием. Было модно собирать не только картины, но и оружие, костюмы, книги, экзотические растения, различные древности. В живописи тоже возникло своеобразное направление, соответствующее вкусам коллекционеров, — изображение интерьеров антикварной лавки или картинной галереи. Честь создания этого специфического ответвления бытового жанра принадлежит семье Франкенов, в частности Франсу Франкену Младшему, который первым стал писать такого рода картины.
***
1606_Кухня ведьм (Witches' Kitchen)_54.5 х 66.5_д.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж
1606_Страшный суд (The Last Judgment)_66 x 50.5_медь, масло_Частное собрание
1608_Аллегория войны (Allegory of War)_50.2 х 66.7_медь, масло_Хьюстон, Музей изобразительных искусств
1609_Страшный суд (The Last Judgment)_51 x 37.5_медь, масло_Частное собрание
1610 (ок)_Кухня ведьм (Hexenkuche)_51.8 х 66_д.,м._Вена, Музей истории исткусств
1610 (ок)_Придворный бал в Брюсселе (Ballroom Scene at a Court in Brussels) (совм с Паулем Вредеманом де Врисом)_68.6 х 113.3_д.,м._Гаага, Галерея Маурицхёйс
1610 (ок)_Танцевальный вечер_41 х 54_д.,м._Вена, Музей истории исткусств
1613-1617_Семь дел милосердия (Seven Affairs of Charity)_68.5 х 110.5_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж
1615-1620_Аллегория удачи (Allegory of Fortune (Fortuna Marina))_67 х 105_х.,м._Париж, Лувр
1616_Аллегория младенца Христа как Агнца Божьего (Allegory of the Christ Child as the Lamb of God)_43 х 34_медь, масло_Амстердам, Рейксмузеум
1620 (ок)_Аллегория вкуса, слуха и осязания (Taste, Hearing and Touch) (совм с Яном Брейгелем Ст и Герардом Зегерсом)_176 х 264_х.,м._Мадрид, музей Прадо
1620 (ок)_Аллегория зрения и обоняния (Sight and Smell) (совм с Яном Брейгелем Ст и Герардом Зегерсом)_176 х 264_х.,м._Мадрид, музей Прадо
1620 (ок)_Аллегория Изобилия (Allegorie der Abundantia) (совм с Абрахамом Говартсом)_50 х 65.5_д.,м._Частное собрание
1620 (ок)_Аполон и музы на горе Парнас (совм с мастерской и мастерской Abraham Govaerts и Alexander Keirincx)_33.5 х 44.5_медь, масло_Частное собрание
1620 (ок)_Марии у гроба (Marys at the Tomb)_медь, масло_США Мадисон, Университет Висконсин-Мэдисон, Художественный музей Чейзен
1620 (ок)_Святое семейство в гирлянде из цветов (The Holy Family in a garland of flowers) (совм с Яном Брейгелем Ст)_72 х 53_медь, масло_Париж, Лувр
1620-1625_Ваза с цветами (совм с Andries Daniels)_55.6 х 40.7_д.,м._Бильбао, Музей изящных искусств
1620-1629_Царь Соломон принимает царицу Савскую (King Solomon Receiving the Queen of Sheba)_53 х 41.6_д.,м._Балтимор, музей Уолтерса
1620-е_Бал (The Ball)_71.5 х 104_д.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж
1621_Великодушие Сципиона (совм с Якобом Йордансом III)_98 х 140_Вена, Коллекция Гогенбухау
1622_Идолопоклонство царя Соломона (The Idolatry of Solomon)_77 х 109_д.,м._Лос-Анджелес, музей Пола Гетти
1622_Несение креста (Christ carrying the cross)_54,5 x 76,5_д.,м._Частное собрание
1623 (ок)_Приговор Иисусу Христу (La Sentencia de Jesus)_57 x 80_д.,м._Мадрид, музей Прадо
1623_Проповедь Иоанна Крестителя (La predicacion de San Juan Bautista)_56 x 91_д.,м._Мадрид, музей Прадо
1625_Кабинет коллекционера (A Collector's Cabinet)_53.2 х 73_д.,м._Вена, Музей истории исткусств
1627_Аллегория случая (Allegory of Chance)_149 х 182.5_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж
***
«Аллегория Случая». Художник изобразил на высоком пьедестале статую в виде обнаженной женской фигуры, балансирующей на шаре (с развевающимися волосами, с бритвой в правой руке и крылышками на пятках), которая олицетворяет Случай. Ленивый человек (мужская фигура, лежащая на свинье, слева от статуи) упускает представившуюся ему возможность.
Персонаж, помещенный справа от скульптуры, воспользовался случаем, благоприятным стечением обстоятельств, и добился удачи. Крылатая Слава ведет за руку главного героя к шатру, где его собирается увенчать короной сидящая женщина (эта аллегорическая фигура с рогом изобилия, по-видимому, олицетворяет "Доброе правление", при котором в мирное время процветают науки и искусства).
В картине на переднем плане и слева показаны персонажи, изображающие Диалектику (жестикулирующий мужчина), Геометрию (человек с циркулем), Астрономию (старик, у ног которого - небесная сфера), Науку (ученый за столом), Живопись (художник за мольбертом). В правом нижнем углу лежат атрибуты Музыки (ноты, инструменты).
****
1630 (ок)_Аллегория воздуха и огня (Allegory of Air and Fire) (совм с мастерской Яна Брейгеля Мл)_51 х 86.4_д.,м._Нью-Йорк, музей Бруклин
1630-1640_Аллегория отречения от престола Карла V в Брюсселе (Allegory on the Abdication of Emperor Charles V in Br)_134 х 172_д.,м._Амстердам, Рейксмузеум
1630-е_Брак в Кане Галилейской (Marriage at Cana)_54 х 71.5_д.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж
1630-е_Въезд Давида в Иерусалим (Entry of David into Jerusalem)_69.5 х 111.5_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж
1630_Израильтяне после перехода через Красное море (The Israelites, After Crossing The Red Sea, At The Tomb Of The Patriarch Joseph)_65.6 х 109.5_д.,м._Ч.с.
1633_Притча о блудном сыне (The Parable of the Prodigal Son)_61 х 86_Париж, Лувр
1633_Соломон с сокровищами храма (Solomon with the Treasure of the Temple)_73 х 106_х.,м._Париж, Лувр
1635_Пейзаж с аллегорией четырёх элементов (Landscape with Allegories of the) (совм с Яном Брейгелем Мл.)_69.2 х 97.2_д.,м._Лос-Анджелес, музей Пола Гетти
1800-Сотворение Евы, грехопадение и изгнание из рая (El Pecado Original)_68 x 86_медь, масло_Мадрид, музей Прадо
1801-Каин убивает Авеля (Cain matando a Abel)_68 x 86_медь, масло_Мадрид, музей Прадо
1802-Ной загоняет животных в ковчег (Noe dirige la entrada de los animales en el arca)_68 x 86_медь, масло_Мадрид, музей Прадо.
1802-Строительство Вавилонской башни (La construccion de la Torre de Babel)_68 x 86_медь, масло_Мадрид, музей Прадо
1803-Авраам и три ангела в виде странников (Abraham y los tres angeles)_68 x 86_медь, масло_Мадрид, музей Прадо
1804-Авраам и царь Мелхиседек_68 x 86_медь, масло_Мадрид, музей Прадо
1805-Лот со своими дочерьми (Lot embriagado por sus hijas)_68 x 86_медь, масло_Мадрид, музей Прадо.
1806-Агарь и ангел (Agar y el angel)_68 x 86_медь, масло_Мадрид, музей Прадо
Свежие комментарии