В истории нашей страны бывали тяжелые времена. На этом отрезке времени люди находили успокоение, когда звучали задушевные песни. Или вдохновляюще-мобилизующие. Владимир Александрович Бунчиков виртуозно исполнял песни под любое настроение.
Начало славных дел
Популярный советский певец Владимир Бунчиков появился на свет 21 ноября 1902 года в обычной семье.
Родители на тот момент проживали в городе Екатеринославе. Никто из родных и близких даже не думал о том, какие катаклизмы придется пережить мальчику и в каких великих событиях участвовать. Как положено, в детстве и юности будущий исполнитель популярных песен учился в школе. После Октябрьской революции 1917 года родители покинули родину, и молодой человек остался один.Чтобы как-то устроить свою жизнь, Бунчиков перебрался в Симферополь и устроился на работу декоратором в местный театр. Театральные стены оказывают на человека магическое влияние. Тайная сила подталкивает его к действиям. Владимир, отчасти подражая актерам, начал пробовать силу своего голоса. В дружеском застолье он замечательно исполнял народные песни «Степь да степь кругом» или «Вот мчится тройка почтовая».
музыка - Н. Богословский, слова - В.Бахнов, Я.Костюковский
На профессиональном поприще
Когда Бунчикову исполнилось двадцать два года, его призвали на службу. В армии бойца сразу же назначили ротным запевалой. Вернувшись на гражданку, Владимир поступил в музыкальный техникум. В 1929 году, получив профильное образование, молодой исполнитель перебрался в Ленинград. Здесь он работал со знаменитыми исполнителями и педагогами. Карьера провинциального паренька складывалась вполне успешно. Уже через два года его переманили в знаменитый театр имени Немировича-Данченко, и Владимир уехал в Москву.
Когда началась война, Владимир Бунчиков вместе с театром, в котором служил, эвакуировался в далекий город Ашхабад. Жизнь там была тяжелая, но в 1942 году певца вызвали в столицу и определили исполнителем на студию Всесоюзного радио. Буквально через несколько дней во всех радиоточках страны зазвучали песни в исполнении Владимира Александровича. Кроме выступлений на радио, ему приходилось выезжать с агитбригадами в прифронтовую полосу.
Очерки личной жизни
Во время войны Владимир Бунчиков познакомился с исполнителем песен Владимиром Нечаевым. Это дружба и совместное творчество продолжалась всю оставшуюся жизнь. В послевоенный период биография дуэта писалась на одном бланке. Дуэт выезжал с концертами во все уголки необъятной советской Державы. На Волге и на Ангаре, на целине и в Приморье артистов встречали как родных.
Личная жизнь Владимира Бунчикова сложилась счастливо. Со своей супругой Марией Петровной он познакомился в далеких тридцатых годах. Муж и жена жили дружно. Под крышей дома всегда царила любовь и взаимное уважение. Они вырастили дочь Галину. Внук великого певца служил в десантных войсках. Владимир Александрович Бунчиков ушел из жизни в марте 1995 года.
Когда звучит песня "Услышь меня, хорошая...", у меня сердце щемит от нежности. Недавно я узнала, что эту песню Соловьев-Седой написал для своей глухонемой дочери.
Из воспоминаний Владимира Бунчикова
Борис Андреевич (Мокроусов) был человеком, очарованным мелодией. И каждый день, каждый час жил накануне ее рождения. Отсюда эти его осторожность в речи (красноречив, напорист неистов бывал он только тогда когда показывал и объяснял свою новую песню), скупость жеста, эта его душевная бережливость.
Познакомился я с музыкой Мокроусова, когда пел в его опере «Чапаев». А встретились мы с ним году в 42. Это был блестящий морской офицер. Красивый, строгий, учтивый. Первый же день нашего знакомства стал началом долгой дружбы. Почти все свои новые песни Мокроусов доверял нашей московской четверке – Вере Красовицкой, Георгию Абрамову, Владимиру Нечаеву и мне, а также ленинградцу Ефрему Флаксу.
Однажды из Ленинграда в Москву приехал В.П.Соловьев-Седой. Он привез на радио две свои новые песни «Как за Камой, за рекой» и «Вася Крючкин», а немного позже принес нам чудный дуэт «Вечер на рейде» на стихи А.Чуркина.
Удивительная судьба у песни «Вечер на рейде». Начав свою жизнь в солдатской землянке на одном из участков Калининского фронта, эта песня, после передачи ее по радио, снискала такую огромную популярность в стране, что в этом ей может позавидовать любая другая песня военных лет. Я счастлив, что мне суждено было стать первым ее исполнителем. Несколько раз я спел этот дуэт с Мишей Михайловым, потом пел с нашим ансамблем и немного позже записал эту песню с Владимиром Нечаевым и оркестром под управлением Бориса Александрова.
Мне, крымчаку, петь эту песню было невыносимо тяжело, вспоминался Севастополь, где уже хозяйничали немцы. Где-то в Симферополе остались мои родные, которые часто давали мне кусок хлеба в трудные годы. Что сейчас с ними? Живы ли они? Каждый раз я пел, а к горлу подкатывался комок.
Новый, 1945 год, я встречал на радио. У меня была ночная передача. Все ждали окончания войны, победа была близка. Народ продолжал трудиться, надо было восстанавливать разрушенные города, хозяйство. Теперь салюты в Москве звучали часто, иногда по несколько раз в день. Я уже не раз писал, что война открыла многих композиторов и дала много новых песен. С Матвеем Блантером я был знаком еще с 1926 года. Но я никогда не мог предположить, что встречусь с ним в годы войны, вернее встречусь с его песнями. Я люблю этого композитора. Его песни – это целые произведения. Все они разные – грустные и веселые, патриотические; петь их и легко и одновременно трудно.
Певцы, которые поют на радио – это особые певцы. Они не видят своей аудитории, не видят реакции зрителей. Поэтому в песню надо вложить все свое сердце. Песню надо рассказать, и рассказать так правильно, чтобы слушатель поверил. Блантер удивительно чувствовал песню, хорошо знал вокал. Его музыка запоминается мгновенно. Я очень люблю его нежную и грустную песню «Грустные ивы», где чудесная музыка сливается с замечательными стихами: «…грустные ивы склонились к пруду, месяц плывет над водой…». Или «… в городском саду играет духовой оркестр, на скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест…». Удивительная музыка. (К сожалению, мне не удалось найти эту песню в исполнении Владимира Бунчикова, но мне она так нравится, что предлагаю послушать её в исполнении Владимира Нечаева.)
Но, пожалуй, самая замечательная его песня это «Летят перелетные птицы». Да и название какое! Это патриотическая песня, она учила нас любить свою Родину, оставаться верным ей до конца своей жизни. Песня написана в форме марша, она пользовалась огромным успехом у слушателей. Наш замечательный поэт Михаил Исаковский написал слова этой песни. Песня звала на подвиг и ее последние слова «Не нужно мне солнце чужое, чужая земля не нужна» звучали как призыв к Советскому солдату.
После исполнения этой песни я стал получать потоки писем от радиослушателей. А когда я пел ее в Колонном Зале, то видел слезы на глазах у зрителей. Я исполнял много песен М.Блантера, но ни одну из них не пел с таким воодушевлением, с такой любовью, как эту. В 1976 году, в связи с юбилеем, мой большой друг Матвей Блантер писал в газете «Советская Культура»: «Я счастлив, что В.Бунчиков пел мои песни!». То же самое я могу сказать сейчас и ему – и я счастлив, что пел его песни.
Свежие комментарии