На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

226 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...
  • Ольга Белова
    Кто все-таки автор слов песни A Song for V группы Dr. Project Point Blank Blues Band?Мужская колыбельн...

Как проходили съемки киносказок Александра Роу в Подмосковье

Главный киносказочник страны — режиссер Александр Роу не признавал павильонов и все снимал на натуре.

Новогодние каникулы — самое время пересмотреть любимые фильмы и киносказки, на которых выросло не одно поколение россиян. Главный киносказочник страны — режиссер Александр Роу не признавал павильонов и все снимал на натуре.

Одним из любимых мест режиссера стала деревня Гигирево в Одинцовском районе Подмосковья, где снимали фильм-сказку «Морозко» и другие не менее известные картины Роу: «Варвара- краса, длинная коса», «Огонь, вода и медные трубы», «Финист — ясный сокол». В массовке активно задействовали местных жителей, которые и рассказали корреспонденту Одинцовского информагентства интересные факты из своего «киношного» детства.

Дети в роли нечисти

Фото: дети снимаются в кино, кадр из фильма

«Первый раз в съемке я участвовала в 1965 году, мне было лет шесть, это был фильм «Морозко». Помню, что всем ребятам, участвующим в этом эпизоде, надели лапоточки, а мне — сафьяновые сапожки на каблучках. Мне это очень нравилось! Там идет хор, а мы, маленькие девчонки, хвостиком следуем за ним. Есть такой кадр: кружится, прямо мельком «выцеплена», девчушка, и я знаю, что это я», — рассказывает Елена Серенко (Махонина). Кстати, наряды к каждой картине шились новые и выдавались «актёру» массовки на весь период съёмки картины.

Снимались в массовке все жители, от мала до велика. В середине 60-х годов черно-белый телевизор был не в каждом доме, а тут — целый спектакль с доставкой на дом, отмечает Елена.

«Нас, гигиревских, считали своими и брали на такие роли, в которых не надо было сильно гримировать. Девчонки и мальчишки из других деревень чаще играли всякую лесную нечисть. Например, когда Варвара и Андрей-рыбацкий сын в „Варваре-красе“ на осле убегают из подземного царства, и там кикиморы из листьев вылезают. Чумазые, волосы налачены так, что девчонок иногда после съемки «под ноль» стригли, потому что невозможно было расчесать», — вспоминает местная жительница.

Как Роу детей развлекал

Съемки фильма "Огонь, вода и медные трубы"

Фото: "Кинопоиск"

Снялась в «Морозко» и ровесница Елены Марина Скиляжнова. По ее словам, Роу лично занимался с актерами, причем неважно, кто в кадре — главный герой или всего лишь массовка.

«Сцена есть такая в сказке, где Марфушечка гуся ловила. Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне», — рассказывает Марина.

На съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс.

Киношный трон

Царский трон из «Финиста – ясна сокола»

Фото: Александр Зайцев

Реквизит и декорации создавали специально для каждой сказки, а потом дарили жителям. Так, в благодарность за радушие и гостеприимство в хозяйстве тети Марины — Татьяны Васильевны Копыткиной появился царский трон из «Финиста».

«У нас и в мыслях не было, что это может представлять какую-то ценность. Если бы мы знали, что это такая реликвия, мы бы ее сохранили, а так трон около полувека простоял на улице. А делали, видимо, местные мастера из хорошего дерева. Я помню, что здесь были подлокотники в виде двух коней», — говорит муж Марины Михаил.

Недавно и родственники Елены Серенко избавились от пенопластовых грибов, искусственных цветов и другой «лесной» бутафории. Долго хранились в доме, который стоит как раз на «Обрыве любви», где шли основные съемки сказок Роу, резные детали царских теремов.

Поляна сказок

Поляна в Гигиреве, где стояли царские палаты всех киносказок Роу

Фото: Александр Зайцев

Совсем рядом с этим домом, под березкой, Настенька, которую играла Наталья Седых, просила, довязывая чулок для своей сводной сестры: «Пожалей меня, Зорька ясная! Пожалей меня, Солнышко красное! Дай кончить вязание, не то будет мне наказание».

Рассвет, по словам очевидцев, снимали на закате — в фильме был применён эффект обратной съёмки. Зритель же видит восходящее солнце в обрамлении прекрасной природы. Кстати, такой эффект Роу применял довольно часто. Так же Морозко, взмахнув волшебным посохом, окутывал деревья в искрящийся иней.

На поляне стояла избушка, где снимали Инну Чурикову в роли Марфушечки-душечки, и откуда отец Настеньки отвез девушку в заснеженный лес. Особенность этих мест, выбранных режиссером, в том, что здесь рядом и светлая березовая роща, и хвойный лес с непроходимыми буреломами. Даже спустя полвека эти места узнаваемы.

По словам местных жителей, вся деревня собиралась, когда на съемки приезжали столичные артисты. Каждый уголок в Гигиреве и его окрестностях напоминает, о том, что это сказочные места. Около пятиэтажек сохранился овраг, где «кучковались» Баба-яга с разбойничками. В лесу есть место, где еще недавно можно было увидеть остатки колодца, из которого водяной грозил пальцем царю Еремею, напоминая о долге.

Дрессированные животные

Собака Тяпа из фильма "Морозко"

Фото: "Кинопоиск"

На месте дома, где замечательный дрессировщик Г. Алексеев держал животных-актеров, сейчас пустырь. Он добивался того, что кошки у него залезали в кринку со сметаной, кролики били лапками по пню, как по барабану, а медведи танцевали. Трех свиней, которых запрягли в сани, для того, чтобы «с шиком» доставить Марфушку с приданым от Деда Мороза к дому, привозили ненадолго — слишком хлопотно. И конечно, зрителям запомнился Тяпа, верный пес Настеньки из «Морозко» и любимец гигиревской детворы.

Актеры в деревне

Фото: съемки фильма Александра Роу

С Роу работала одна команда — администраторы, ассистенты, операторы, гримеры, актеры, которые снимали дома у местных жителей.

По воспоминаниям Елены Серенко, сам Роу, всегда требовательный на съемочной площадке, выходил во двор в полосатой пижаме: большой толстый дяденька, добрый и хороший. А неизменный исполнитель роли Бабы Яги в сказках — Георгий Францевич Милляр — был очень приятный, обходительный, культурный.

«Милляр, а он снимался во всех сказках Роу, всегда приезжал с женой. Они останавливались у тети Мани Шпашовой. У нее был культ чистоты в доме. Жена за Георгием Францевичем как за ребенком ухаживала. У нас в деревне другие семейные отношения, поэтому запомнилось», — вспоминает Марина Скиляжнова.

Во время съемок фильма «Финист — ясный сокол» в их доме гримировали актеров. К дому подъезжала на «Датсуне» Людмила Хитяева. Это не нынешние времена, когда женщины за рулем иномарки сплошь и рядом. Тогда каждый приезд актрисы вызывал интерес со стороны жителей деревни. На автобусе из местной здравницы привозили Георгия Вицина, а главная героиня картины — актриса Светлана Орлова жила через дорогу.

«У нас в доме постоянно стоял запах одеколона, ведь тогда грим снимали „Тройным“, „Жасмином“ или „Шипром“. Пользовались махровыми салфетками, и мама подрядилась их стирать. Это была каждодневная работа. Мы их замачивали в корыте, прокручивали на машинке и шли на речку полоскать. После съемочного дня погулять хочется, но мама приходила с работы, и надо было ей помогать. Не всегда была подработка, а денежки нужны были», — вспоминает Марина Скиляжнова.

Уроки сценической речи

Съемки фильма Александра Роу "Золотые рога"

Фото: "Кинопоиск"

Марине также посчастливилось вор время съемок исправить дикцию под руководством специального человека из группы. «Он со мной занимался сценической речью и артикуляцией. До сих пор помню, как он меня дрессировал: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». Мне было очень легко, хотя мы, деревенские дети, были закомплексованы, — рассказывает собеседница агентства.

Первый портфель за гонорар

Кадр из фильма "Морозко"

Фото: "Кинопоиск"

За проживание артистов киностудия платила исправно, поэтому проблем с размещением никогда не было. Те жители, кто не сдавал комнаты, при желании могли подзаработать. Участникам массовки, включая детей, платили по три рубля за съемочный день — по тем временам неплохие деньги. Чаще всего ребятишки отдавали заработок в семейный котел, и родители решали, на что их потратить. Елена Серенко на первые заработанные деньги купила белоснежный портфель, с которым пошла в первый класс. Такого не было ни у кого.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх