На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

225 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...
  • Ольга Белова
    Кто все-таки автор слов песни A Song for V группы Dr. Project Point Blank Blues Band?Мужская колыбельн...

Трагическая судьба Катерины Матвеевны из "Белого солнца пустыни"

Жизнь Галины Лучай была связана с журналистикой – в кино она никогда не стремилась и о славе не мечтала. Да и в «Белое солнце пустыни» попала абсолютно случайно. Ее роль не подразумевала ни одного слова. Но и тех нескольких минут, в течение которых она появилась на экране, оказалось достаточно, чтобы образ"ненаглядной Катерины Матвеевны" вошел в историю кино.

Катя родилась в Иркутске. Своего отца она не помнила – мужчину, трудившимся инженером крупного предприятия, арестовали в 1938 году и сослали в Карелию. Его дочка родилась спустя три месяца. Появления на свет первенца мужчина очень ждал, но понянчиться уже не успел. Через три года семья получила похоронку – он умер от разрыва сердца. Катя с мамой переехали в Москву, к бабушке. Женщина вышла второй раз замуж, родила еще одну девочку, и Катя оказалась предоставлена сама себе. Она рано стала самостоятельной – сама записалась в библиотеку, сама покупала билеты в Большой театр на детские спектакли, сама гуляла по Москве. Беда никак не могла забыть дорогу в их дом. Отчиму было 39 лет, когда он скоропостижно скончался. Ее мама осталась одна с четырьмя детьми на руках. Им помогали родственники, соседи, церковь.

Школу Катя окончила с серебряной медалью. Хотела поступать на журфак МГУ, но помешала четверка по географии в аттестате. Девушка отдала документы в институт иностранных языков на немецкое отделение, а после третьего курса все же добилась своего – стала студенткой МГУ. Во время практики на телевидении ее руководителем был Вячеслав Лучай. Он сразу занял все мысли девушки – остальные ухажеры ушли на второй, если не на третий план. Вячеслав тоже обратил внимание на студентку. Ситуацию осложняло то, что он был женат, у него подрастал ребенок. Со своей женой мужчина познакомился в туберкулезном диспансере – оба думали, что умрут, поэтому решили пожениться. Ему нелегко было решиться на откровенный разговор с женой, но других вариантов не было. Через полгода их брак аннулировали.

«Как-то летом, отправляясь в отпуск с Леней Дмитриевым, мы приобрели лодку, бросили ее в Клязьму и на веслах прошли аж до самого Владимира. Мы вели судовой дневник, мы снимали все увиденное на кинопленку. Да, это было настоящее путешествие! И как обиделась на меня одна милая девушка, тогдашняя практикантка в нашей редакции, за то, что мы не взяли ее в команду. Но что поделаешь, я уже был женат, а за подобную вольность можно было мигом заработать персональное дело. Но с девушкой мы все таки помирились, я разорвал, наконец, свой «больничный» брак и женился на ней, моей дорогой незабвенной Галочке. Это произошло в декабре 1961 года». (из воспоминаний Вячеслава Лучай).

Влюбленным дали комнату на Добрынинской площади - в огромной коммуналке, рассчитанной на восемь семей. У них родился сын Дима. Мальчик рано научился ходить и говорить - родители не могли им нагордиться. Но в годик его не стало. Становиться мамой второй раз Галина Лучай боялась. И когда родился Глеб, ни на секунду не оставляла его одного. До пяти лет вскакивала по ночам, чтобы послушать – дышит ли он. Брала его с собой во все командировки. А стоило мальчику заболеть, вызывала из деловых поездок мужа.

Галина Лучай была очень сердобольной – могла принести домой полуживого голубя и ухаживать за ним до тех пор, пока он не окрепнет
Галина Лучай была очень сердобольной – могла принести домой полуживого голубя и ухаживать за ним до тех пор, пока он не окрепнет

Когда режиссер Владимир Мотыль увидел в коридорах «Останкино» Галину Лучай, то потерял дар речи: он как раз искал актрис на роль Катерина Матвеевны – женщины, которая бы смогла тронуть душу простого русского мужика.

«О том, как получилось, что моя жена вдруг попала в фильм, рассказывал впоследствии Мотыль: «Я примерял на роль Катерины Матвеевны русских красавиц Чурсину и Хитяеву. Но, видно, не броской красотой должна была обладать та, что затронула душу деревенского мужика Сухова, образ-видение его снов, его далекая возлюбленная и жена. И вдруг, как-то спеша по коридору Ленфильма, в приоткрытой двери одной из монтажных комнат я увидел в бликах заходящего солнца… Богородицу. Светлый лик и таинственная полуулыбка женщины очаровала меня. Я понял – она!». Галя не хотела сниматься: «Я редактор в Останкино, я вообще не актриса. И муж будет против». Но Мотыль уговорил». (Из воспоминаний Вячеслава Лучай)

За успехом фильма семейство Лучай наблюдало уже из Монголии - Вячеслав был назначен там собкором. Галина выпускала русскоязычную газету для геологов. Она вообще гордилась своей профессией, а съемки в кино считала не более чем увлекательным приключением. Когда по телевизору крутили «Белое солнце пустыни», посмеивалась: «О, опять мои коленки показывают». Когда сыну Глебу исполнилось десять, пришлось вернуться в Москву – при советском посольстве не оказалось средней школы. Галина Лучай снова пришла на телевидение – работала редактором в «Кинопанораме», «Клубе кинопутешественников». Объездила всю страну.

В 1981 году семья получила квартиру в Южном Медведкове. Район им не понравился сразу: вокруг общежития, постоянные пьянки на берегу пруда… Галина мечтала переехать в Замоскворечье – обожала старую Москву. Даже специально ездила туда, чтобы прогуляться по тихим улочкам. К тому моменту фильм «Белое солнце пустыни» уже посмотрели десятки миллионов зрителей. Но никто не узнавал в гуляющей женщине ту самую Катерину Матвеевну, которой товарищ Сухов писал проникновенные письма. Лучай в жизни вообще мало походила на свою героиню – сильно похудела после тяжелой болезни. С коллегами по «Солнцу» специально не встречалась – иногда пересекались на юбилеях картины. Когда спустя 28 лет после выхода фильм получил Государственную премию, она очень радовалась – наконец-то оценили.

В фильме Галина Лучай не произнесла ни слова, но это не помешало ей прославиться на всю страну
В фильме Галина Лучай не произнесла ни слова, но это не помешало ей прославиться на всю страну

В 62 года Галине Лучай поставили страшный диагноз – рак. Поздно обратилась. Ее сестра работала в больнице, и когда стали готовы результаты анализов, позвонила ее мужу Вячеславу: «Это конец». Она смогла продлить на пять месяцев жизнь сестры. Ложиться в больницу Галина Лучай отказалась – ездила на химиотерапию, к ним через день приезжали бригады скорой помощи, которые делали уколы. О смерти не говорила ни слова, хотя прекрасно все понимала. Старалась подняться с кровати, что-то приготовить мужу. Родные старались ее поддержать, говорили: «Не переживай, все пройдет». Хотя тоже осознавали происходящее.

Умерла Галина Лучай внезапно - просто ночью встала и упала. А через два года умер ее муж.

«Что же, мы прожили вместе с Галей, моей дорогой Галочкой, 40 очень насыщенных интересных лет. 40 лет вместе! И я думая, что прочитав эти записки, вы согласитесь с оценкой нашей жизни, которую Галя дала в своем последнем интервью по случаю 30-летия выхода на экран фильма "Белое солнце пустыни": «Мы с мужем прожили совершенно счастливую жизнь». (Из воспоминаний Вячеслава Лучай)

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх