На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

225 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...
  • Ольга Белова
    Кто все-таки автор слов песни A Song for V группы Dr. Project Point Blank Blues Band?Мужская колыбельн...

Сотворившие Мир: Роберт Аршавирович Саакянц

Есть люди, кому Бог дал дар творить свой Мир, в котором мы можем жить. Этот Мир внутри одного Человека, а меняет мировоззрение и мироощущение десятков тысяч. Мне всегда нравились люди, чья Жизнь как один день творения.
Когда вырастут мои внуки и если будут живы еще ФИШКИ, может быть случайно или неслучайно они перечитают все мои посты и подумают, что дед был не самый скучный человек. Надеюсь...

Роберт Аршавирович Саакянц (30 августа 1950, Баку, Азербайджанская ССР, — 24 сентября 2009, Ереван, Армения) — советский и армянский режиссёр, сценарист и художник мультипликационных фильмов. Считается одним из самых плодовитых аниматоров в мире

Родился 30 августа 1950 года в Баку в армянской семье. С 1964 года жил в Ереване. С 1970 года работал на киностудии «Арменфильм» в качестве художника-мультипликатора, с 1972 года — режиссёром-мультипликатором. Является автором сценариев и художником-постановщиком практически всех своих фильмов, которых около тридцати (10- и 30-минутных) и клипов для канала ОРТ и армянского телевидения (около 70), а также соавтором других мультипликационных фильмов, снятых на киностудии «Арменфильм». Фильмы имеют награды международных и всесоюзных кинофестивалей во Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, а также в столицах бывшего СССР — Киеве, Ереване, Москве, Таллине.

Творчество этого армянского художника-мультипликатора чрезвычайно разнообразно, все его знают по таким мультикам, как "В синем море, в белой пене" и "Ух ты, говорящая рыба!". Но это только вершина айсберга! Стиль Саакянца всегда узнаваем, тогда как тематика, идейность, степень юмора несколько раз значительно менялись в различные периоды его творчества: в 70-е - это молодой бунтарский дух, 80-е - безумные всплески фантазии, перестроечные годы - черный-пречерный юмор, 2000-е - ориентация на детские образовательные проекты. Удобнее всего рассказывать о Саакянце именно по этим периодам.

1970-е годы

К середине 70-х на студии "Арменфильм" образовалась интересная команда аниматоров, которые причисляли себя к хиппи. В работе и творчестве они придерживались бунтарских идей: никто не работал в студии "от звонка до звонка", художники в любой момент могли, например, собраться и пойти играть в футбол. Показательна цитата из статьи о Роберте в газете "Ереван" (май, 2011 г): "Группу хиппарей во главе с Робом сильно зауважали после того, как они передрались чуть ли не со всеми работниками студии". Роберт Саакянц был там лидером не только идеологическим, но и творческим. Его первые фильмы заставляли шевелиться волосы на голове чиновников, отвечавших за выпуск кинопродукции. Вот, например, "Лисья книга" (1975), созданная под очевидным влиянием психоделического мульфильма Джорджа Даннинга "Желтая подводная лодка". Этот мультик Саакянца представляет собой... рок-оперу по мотивам армянских басен! В истории сохранилось высказывание председателя Госкино Армении Г.Айряна, его необходимо привести полностью: "Я в свое время не хотел принимать «Цвет граната», а потом оказалось, что это Параджанов. Сейчас не приму это, потом окажется, что опять ошибся, и опозорюсь на всю жизнь". То есть Роберту и компании крупно повезло, что в Ереване в середине 70-х творческая свобода не так сильно подавлялась, как в других регионах Советского Союза. Иначе не было бы никакой "Говорящей рыбы" и "В синем море...".

Другие ранние работы Саакянца такие же яркие, бунтарские, психоделические. Стиль режиссера, который назовут "комическим сюрреализмом" (лично мне не очень нравится такое определение), здесь уже цветет пышным цветом: см. "Лис, который ничего не умел" (1976), "Кикос" (1979) и особое внимание хочу обратить на "Охотников" (1977) - это еще одна мульт-прогрессив-рок-опера, зрелище незабываемое!

1980-е (первая половина)

Наигравшись в бунтарей, команда Роберта Саакянца больше внимание уделяет освоению национального фольклора. В этот период создаются самые лучшие и известные армянские мультфильмы по произведениям армянского писателя Ованеся Туманяна, исследователя народных преданий. Это не только "Ух ты, говорящая рыба!" (1983), но и такие хиты, как "Кто расскажет небылицу?" (1982), "Ишь ты, масленица" (1985) и чуть менее известные работы "Три синих-синих озера малинового цвета" (1981), "Находчивый крестьянин" (1984), и еще вышеупомянутый "Кикос" (1979) (+ "Топор" 1994 г.).

Шедевры Роберта Саакянца - образец безумно яркой и насыщенной метаморфозами рисованной анимации. "Его фантазия сшибает с ног. Она чрезмерна, она в каждом миллиметре кинокадра",- говорил про него Юрий Норштейн. Сложно что-то еще добавить...

Перестройка

Во второй половине 80-х в страна движется к политической и социально-экономической катастрофе, Роберт Саакянц предчувствует это, в его мультфильмах всё больше предупреждающих высказываний и жестоких сцен. Теперь это уже совсем не детские мультики! Такая, казалось бы, безобидная детская мульт-сказка - м/ф "Находчивый крестьянин" (1984) - содержит жуткие кадры с отрубленными головами. Следующие работы - "Урок" (1987) и "Ветер" (1988) - предназначены исключительно для взрослых, так как могут глубоко шокировать человека с неокрепшей психикой. "Урок" - фантастический фильм о космических исследователях, которые бесцеремонно вторгаются в хрупкое природное пространство далеких планет. Историю придумал сам Саакянц, ключевая ее идея заключается в том, что убийца превращается в того, кого он убил. "Ветер" шокирует сценами ядерного и ментального апокалипсиса, то есть показывает не только физические последствия потери контроля над ядерным оружием, но и психические. Это один из самых крутых перестроечных мультфильмов, пропитанный ужасом от уже происходящей катастрофы (авария в Чернобыле случилась за несколько лет до создания мультфильма).

Когда всем стало понятно, что катастрофа неизбежна, работы Саакянца становятся открыто политизированными, и я бы не сказал, что это "минус". Режиссер жестко обличает представителей власти, обвиняя их в страданиях народа. В обстановке и персонажах, которые мы видим в фильмах этого периода, узнается Армения и ее жители, но все показанные события происходили везде по бывшему Советскому Союзу. Степень черного юмора у "перестроечного" Саакянца просто зашкаливает, сцены насилия и разрушений жутко контрастируют с забавными эпизодами и веселыми мелодиями. Яркий пример - фильм "Всё хорошо" (1991), посвященный памяти Советского Союза. Под известную юморную песенку "Всё хорошо, прекрасная маркиза..." Саакянц показывает разрушения городов, убийства, массовую резню, железнодорожную катастрофу, ядерный взрыв... В мультике множество намеков на политических деятелей, показанных в очень нелицеприятном свете. Мультфильм "Кнопка" (1989) также шокирует сценами катастроф и прямым текстом обвиняет в них политическую элиту.

В Роберте Саакянце был гипертрофирован дух противоречия. Соответственно, если человек наделён этим, то всё это проявляется и в творчестве. Советское общество не было таким уж безукоризненным; да, - Саакянц не был диссидентом, но он также и не был пассивным человеком.

1990-е

В постсоветской Армении наступили тяжелые времена, в том числе и для аниматоров. Роберт Саакянц проявил себя в этой ситуации без преувеличения как герой и спаситель армянской анимации. Этот режиссер всегда отличался повышенным запасом энергии, он рисовал быстро и много, а теперь он с таким же усердием выбивает заказы и обеспечивает работой своих друзей-аниматоров, да и сам продолжает делать мультики, в которых уже подавно не осталось ничего детского. "Топор" (1994) по сказке О.Туманяна опять поражает жестокостью и чернейшим юмором. "Ковчег" (1997) - внешне вроде бы милый детский мультик про зверюшек, но по смыслу мизантропический и постапокалиптический: человечество самоуничтожается, и животные ликуют по этому поводу под музыку оды "К радости". Природа наконец может вздохнуть спокойно.
"Победа" (1997) тоже маскируется под детскую сказку о богатыре, который сражается с трехголовым Змеем и выручает принцессу. Но с насилием опять перебор... Саакянц продолжает выпускать мультфильмы с политической сатирой: в фильме "Я тоже армянин" (2000) зашифрованы армянские политические деятели и происходящие в стране процессы, а мультик "Выборы" (1994), говорят, даже предопределил исход президентских выборов.

2000-е

В новом тысячелетии, когда появилась финансовая стабильность, Роберт Саакянц всё же возвращается к детской аудитории. До своей смерти в 2009 году режиссер выпустил десятки образовательных и познавательных мультфильмов для детей.

Он ушел неожиданно, вдруг. Слишком просто и обыденно. И мир сразу изменился. Это как однажды утром, подойдя к окну, не обнаружить на своем месте Арарата. Не стало вершины. Рухнула гора. Осталась лишь тоскливая пустота и выплывающее откуда-то из подсознания желание вновь находить на втором плане жизни емкую надпись:

Все тексты в его фильмах, включая знаменитую песню «В синем море, в белой пене…», написаны Робертом. Также надо отметить, что в одной из передач «Очевидное — невероятное» на тему «Игры воображения» ведущий Сергей Капица в качестве наиболее яркой иллюстрации данной темы привёл мультфильм «Кто расскажет небылицу», который и был показан полностью во время передачи.



Источник: http://fishki.net/2440186-sotvorivshie-mir-robert-arshavirovich-saakjanc.html © Fishki.net

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх