На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

225 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...
  • Ольга Белова
    Кто все-таки автор слов песни A Song for V группы Dr. Project Point Blank Blues Band?Мужская колыбельн...

Сибирское барокко

Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов. Подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние барокко украинского и (в отдельных случаях) ламаистского декора. Наибольшее число памятников сохранилось в Иркутске, Тобольске и Томске. Первоначальные интерьеры уцелели только в Крестовой церкви

Общие сведения

Сибирские церкви XVIII века, подобно большинству памятников московского узорочья и барокко, — бесстолпные. С западной стороны к ним примыкают трапезные с колокольнями. Для барочных памятников Сибири характерно стремление к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов. Декоративная система отмечена оригинальными привнесениями, предположительно восточного происхождения (стрельчатые сандрики в виде пламени, ступообразные формы, колесо Дхармы).

В сибирских памятниках переплелись несколько локальных ветвей барокко: прежде всего московского или "нарышкинского", северного, отчасти уральского и, наконец, украинского. Искусство сибирских народов и сопредельных азиатских стран активно включилось в формирование своеобразного архитектурного языка, сообщив ему особый "восточный" привкус.

В Спасской церкви (1706-1710), Богоявленском соборе (1718-1746) представлены стилевые особенности московского "нарышкинского" барокко при сохранении еще древнерусских мотивов. Харлампиевская церковь навеяна храмовым зодчеством Тотьмы; особняком стояла Спасо-Преображенская церковь, выполненная в позднебарочных, скупых формах. А такие церкви, как Крестовоздвиженская церковь (1747-1758), Чудотворская (1748-1765), Вознесенская (1749-1759), Тихвинская (1754-1759), Знаменский монастырь (1757-1762), Троицкая церковь (1763-1775), Владимирская (1777-1780) - полностью принадлежали сибирской барочной школе. Из этих семи церквей три - Чудотворская, Вознесенская, Тихвинская — снесены в 1930-е годы; Владимирская сохранилась, но с очень большими утратами, она стоит в начале ул. Декабрьских событий.

Барокко в иркутских храмах

Поразительно, что семь церквей, довольно значительных по объему, выстроены в общей сложности за тридцать лет в период с 1747 по 1780 г. Такой концентрации барочных культовых построек нет ни в одном сибирской городе. Уже по одному этому можно судить, насколько могущественным и богатым стал Иркутск в ту пору, по праву оспаривая у Тобольска звание сибирской столицы.В традициях Сибирского барокко в Иркутске были построены церкви:

    Владимирская церковьВознесенская церковь (позднее барокко)Знаменская церковь ;Крестовоздвиженская церковьТихвинская церковь (утрачена)Троицкая церковьЧудотворская церковь (утрачена)Богоявленский собор Спасская церковь

Знаменская церковь

Единственный женский монастырь в Восточной Сибири, построенный в традициях иркутской школы сибирского барокко, был основан в 1689 году на месте впадения реки Ушаковки в Ангару. Жители города особенно почитают Знаменский монастырь, так как в его ограде находится могила Е.И. Трубецкой, жены декабриста С. П. Трубецкого, здесь же были похоронены и их дети, один из первых исследователей Курильских островов и Аляски Г. И. Шелихов, декабристы В. А. Бечаснов, П. А. Муханов, Н. А. Панов.

Свято-Троицкий храм

Храм был построен в 1778 году и сегодня является, пожалуй, самым ярким образцом «сибирского барокко» в Иркутске. Церковь отличается необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживается связь с деревянными ярусными храмами, которые были распространены на территории Иркутской области в середине XVIII в.

Крестовоздвиженская церковь

Венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала Крестовоздвиженская церковь в Иркутске - одна из лучших церквей Сибири. Первая деревянная церковь на этом месте была сооружена в 1718 году. Храм освящал сибирский митрополит Филофей Лещинский. Каменная Крестовоздвиженская церковь строилась 11 лет. В 1747-1758 годах было сооружено основное здание храма, в 1774 – 1779 годах к нему пристроили северный придел. Спустя 100 лет, в 1860 году, к храму пристроили папетрь, несколько исказившую его первоначальный вид. Прежде на этом месте стояло высокое каменное крыльцо . до 1950 года в церкви сохранялись уникальные слюдяные оконницы, но их заменили на обычное стекло. Церковь окружает изящная ограда, оформленная в стиле барокко. Особенно поражает каменное кружево, покрывающее стены Крестовоздвиженского храма. Известный русский искусствовед Г К. Лукомский восхищенно писал: «Плетение, как кружево, стелящееся по карнизу, вдоль столбов, между окнами, составляющее обрамление этих окон, у цоколя — покрывает всю церковь, перекрытую барочными, очень странного силуэта куполами. Лишь церкви Соликамске да Сольвычегодска могут сравняться с этим храмом по богатству фантазии и прелести выполнения узорчатых деталей». В каменном убранстве Крестовоздвиженской церкви присутствуют монгольские мотивы.

Крестовоздвиженская церковь в Иркутске. Сибирское барокко.

Крестовоздвиженская церковь внутри. Сибирское барокко.

Владимирская церковь

Владимирская церковь 1775 г. первоначально была возведена из дерева и лишь спустя почти 60 лет заменена на каменную. Она строилась на средства иркут­ского купца Якова Протасова.

В основе объемно-пространственной компози­ции лежит крупный, с четырьмя рядами окон четверик под четырехскатной кровлей. Венчает храм двухъярусный малый восьмерик, завершен­ный восьмилотковым покрытием, и более мелкие восьмерики, расположенные над углами четверика. Покрытие четырехскатной кровлей на­столько необычно для иркутских построек этого периода, что дает право говорить о возможной перестройке венчающей части памятника.

Декоративное решение выполнено под влия­нием местных художественных традиций. В фа­садной композиции в основном преобладают вертикальные членения, что значительно отлича­ет пластическое решение данной постройки от убранства других храмов «сибирского барокко». Вертикальная направленность подчеркнута рисунком ступенчатых наличников, рядами узких лопаток, расположенных в межоконных прост­ранствах стены. Впервые в Иркутске применя­ются наличники, вытянутые на два яруса окон (третий и четвертый). Углы храма и трапезной имеют лопатки, заполненные исконно сибирски­ми вдавленными рельефными панно крестообраз­ной формы.

Постройка, несомненно, является выдающим­ся памятником «сибирского барокко». Градоформирующее значение церкви привело к новым решениям этого стилевого направления, выразив­шемся в необычном построении пятиглавого хра­ма и оригинальной трактовке пластического ре­шения.

В настоящее время церковь утратила свои первоначальные формы в результате значитель­ных перестроек и представляет собой невырази­тельный четырехэтажный объем под шиферной кровлей. Сильно пострадал и декор храма, лишь на плоскости стен апсиды частично сохранились рельефные лопатки. Важное градостроительное положение церкви, а также несомненные архитектурные достоинства требуют скорейшего вос­создания ее первоначального облика.

Князе-Владимирская церковь в Иркутске. Сибирское барокко.

Богоявленный собор в Иркутске.

Вознесенский собор.

Троицкая церковь. Один из старейших православных храмов Иркутска.

Точная дата начала строительства каменной церкви не установлена. Вероятно, она была заложена в период с 1754 по 1759 годы. 5 мая 1763 года был освящён правый придел, 26 июля 1775 года — левый придел. 22 сентября 1778 года церковь была освящена.

Источник

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх