На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

225 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...
  • Ольга Белова
    Кто все-таки автор слов песни A Song for V группы Dr. Project Point Blank Blues Band?Мужская колыбельн...

Колоритная бабушка сталинского кино Варвара Массалитинова

 

 

Любой, кто хоть раз в жизни лицезрел игру этой виртуозной актрисы, никогда не забудет созданные ей выразительные образы. Увы, мы не можем увидеть эту великую лицедейку на легендарной сцене Малого Театра, но к счастью потускневшая черно-белая кинопленка сохранила для нас энергетику и мастерство этой незаурядной актрисы.

 

 

Варвара Осиповна относилась к той блистательной плеяде отечественных театральных актеров. Кто состоялся в своем непростом ремесле еще до революции. И привнес в советскую культуру лучшие из традиций классического Русского театра.

Родилась актриса в Орловской губернии 29 июля 1878 года, но вскоре после ее появления на свет семья переехала в Томск, где прошли детство и юность Варвары. Первые свои роли Массалитинова исполнила в художественной самодеятельности, будучи ученицей женской гимназии.

 

 

Ведомая мечтой об актерской карьере Варвара приехала в Москву и училась на драматических курсах при Малом Театре. После чего была зачислена в труппу этого знаменитого театра. Достаточно быстро актриса зарекомендовала себя как превосходная исполнительница характерных ролей. Особенно здорово ей удавались роли в пьесах имеющих социальный подтекст. Редкая постановка произведений таких авторов как Александр Островский, Чехов и Салтыков-Щедрин обходились без участия Массалитиновой.

 

 

Разумеется, такая актриса, способная сыграть многострадальную Русскую женщину и злобную барыню, оказалась ко двору в советской культуре. Массалитинову сразу же привлекли в бурно зарождающееся советское кино. Со своим умением преображаться внешне и владением речи, актриса была незаменима в экранизациях отечественной классики.

Первой ее работой в кино стала столяриха в экранизации повести Л.Н.Толстого «Поликушка» (1919). Затем последовала не менее убедительная роль жестокосердной и надменной барыни в вольной интерпретации режиссёром Григорием Рошалем комедии Фонвизина «Недоросль». Фильм получил звучное название «Господа Скотинины» (1926).

 

 

Мощно заявив о себе в немом кино с пришествием в киноискусство звука, актриса добавила своим экранным героиням еще больше яркости и колорита. Массалитинова выдала череду культовых для отечественной культуры образов. Непомерная в жестокости властная купчиха Кабаниха в экранизации драмы Александра Островского «Гроза» (1933), в исполнении Массалитиновой стала канонической. Всем запомнилась суровая, но справедливая мать Буслая в кинополотне Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Ну и, конечно же, сердечная бабушка юного Максима Горького в экранизациях автобиографии поэта «Детство Горького» и «В людях».

Экранный образ бабушки Горького, пожалуй, отображал характер самой актрисы. В жизни Варвара Осиповна была добродушным, любознательным и озорным человеком, всеобщей любимицей и душой любой компании.

Несмотря на достигнутый уровень мастерства, лицедейка находилась в постоянном творческом поиске. Актриса сильно переживала, когда не удавалось внести в роль, что то новое, придав уже известному образу обновленные очертания.

 

 

Не менее добросовестным и убедительным актером был младший брат актрисы Николай Массалитинов. Этот выдающийся театральный актёр, режиссёр и педагог вписал свое имя в историю МХТа рядом с именами Станиславского, Немировича-Данченко и Москвина. В 20-ые годы Николай Осипович вынужденно эмигрировал в Болгарию, где и прожил до конца своих дней.

 

 

Потрясения и тяготы войны подорвали здоровье актрисы, Варвара Осиповна ушла спустя несколько месяцев после Победы, 20 октября 1945, ей было 67 лет. Вся театральная Москва со скорбью провожала великую актрису в последний путь.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх