На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

226 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...
  • Ольга Белова
    Кто все-таки автор слов песни A Song for V группы Dr. Project Point Blank Blues Band?Мужская колыбельн...

Любимые исторические романы: выбор Бориса Акунина

Любимые исторические романы: выбор Бориса Акунина

Свое первое литературное произведение я попробовал написать в семилетнем возрасте. Это была историческая повесть. Она начиналась так: «В помещичьей усадьбе наступило утро. Борис проснулся». (Это я прочитал «Дубровского» и решил, что хочу быть писателем. Имя «Борис» в моем нынешнем псевдониме — отсюда. Правда, Борис проснется только через тридцать лет и три года). Дальше мой текст не продвинулся, потому что я увлекся иллюстрированием будущего произведения.

Но читать я, разумеется, начал раньше, чем писать. И читал — все детские годы — исключительно исторические романы, больше меня совсем ничего не интересовало. Я даже на «Незнайку» не поднялся, а «Урфин Джюса» прочитал только потому, что его деревянные солдаты на картинках были в красивых мундирах.

Действовал я так. Записывался в библиотеку, прочитывал подряд все исторические романы, которые там имелись, не разбирая, хорошие они или плохие. Потом переходил в другую библиотеку. Я был такой очкастый мальчик, все время уткнутый носом в книжку. Даже на ходу читал, чтобы не тратить попусту время.

Не могу объяснить, почему я интересовался только романами из прошлого. Думаю, меня интриговала загадка ушедшего времени. А может быть, определенность. Это с ныне живущими непонятно, чего от них ждать. Вдруг полюбишь какого-то героя, а он бац и погиб. С историческими персонажами спокойно. Всё было давно, всё закончилось, все так или иначе умерли. Впрочем, может, это я сейчас теоретизирую, а причина была в чем-то другом.

Неважно. Этой преамбулой я хочу вам дать понять, что я — знаток и гурман исторических романов. Во всяком случае, был им в детстве, отрочестве и юности. Из тех времен и почерпнут список.

Итак, вот вам мой исторический «топ-тен» (по алфавиту):

Марк АЛДАНОВ. Чертов мост

Морис ДРЮОН. Проклятые короли

Генрих МАНН. Молодые годы короля Генриха IV

Владимир НЕФФ. У королев не бывает ног

Генрик СЕНКЕВИЧ. Крестоносцы

Алексей ТОЛСТОЙ. Петр Первый

Юрий ТЫНЯНОВ. Смерть Вазир-Мухтара

Сесил Скотт ФОРЕСТЕР. Хорнблауэр

Генри Райдер ХАГГАРД. Дочь Монтесумы

Алексей ЧАПЫГИН. Гулящие люди

Если найдутся любители литературного анализа, они без труда обнаружат, что именно из этих компонентов складывается и моя собственная истбеллетристика. Да и как могло быть иначе? Мы — то, что мы едим.

По порядку.

Алданов мне ближе всего по настроению: он пишет об истории серьезно, без скидки на иные времена, иные нравы. Сам я, может, пишу иначе, потому что у меня другой жанр, авантюрный, но именно такие исторические романы мне как читателю больше всего нравятся.


Он еще и красивый

Серия Дрюона хороша тем, что по ней отлично запоминается история. Как я сто лет назад прочитал эту длинную и, честно говоря, местами нудную эпопею, так с тех пор намертво и запомнил, какие во Франции четырнадцатого века были короли и что в их правление происходило. Хотел бы я, чтобы мое беллетристическое сопровождение «Истории российского государства» давало такой же эффект.



Сжигают тамплиеров. Они проклинают королей. Красивая история

Роман про молодого Генриха Наваррского — самый любимый из всех. Он отлично начинается: «Мальчик был маленький, а горы были большие» — это про маленького принца, выросшего у подножия Пиренеев. Я прочитал эту книгу лет в девять и по-прежнему, в моем нынешнем возрасте, считаю ее замечательной. «Зрелые годы», увы, уже не так хороши. (А по-нормальному должно было бы быть наоборот).



Молодой король с молодой королевой. Он умный, она дура.

Книга чешского писателя Владимира Неффа кажется мне идеальным приключенческим романом. Когда я в юности его читал, то думал: если бы я был писателем, то именно так и писал бы. Что потом и исполнил. Во всяком случае, пытался.



Не читали? Зря.

Вот «Крестоносцев» я тысячу лет не перечитывал. Подозреваю, что сейчас стиль покажется мне утомительно цветистым. Там всё сплошные инверсии, возвышенные чувства да польский патриотизм. Но лет в одиннадцать — самое оно. И фильм был классный.



Исторически там всё не очень правдиво, но какая разница? Это ж роман.

Алексей Толстой. Ну что сказать? Шедевр. Жалко только, не закончен. А может, и хорошо, что не закончен. Боюсь, что талантливый, но гибкий автор в конце концов превратил бы Петра Алексеевича в Иосифа Виссарионовича и всех бы стошнило.



В фильме под конец иногда прямо не отличить

Тынянов — фантастический стилист. Каждую его фразу нужно неторопливо разглядывать, как рисунок на рисовом зернышке. А я люблю тексты, которые подхватывают читателя и не дают ему возможности восхищаться стилем. «Смерть Вазир-Мухтара» — единственный тыняновский роман, где у автора (на мой субъективный взгляд, да?) всё гармонично: музыка не заглушает текст, сюжет не является второстепенностью. Читаешь быстро и навылет, а послевкусием наслаждаешься уже потом.



Вазир-Мухтар — пятый справа.

Вот не знаю, переведена ли эпопея С.С. Форестера про доблестного морского офицера Хорнблауэра на русский язык. Черчилль говорил, что это его любимый автор, а Черчилль — это голова. Ничего лучше в военной маринистике не знаю. И сериал был неплохой, жалко короткий.



Пока еще мичман Хорнблауэр. Под конец станет адмиралом.

Десять лет мне было, когда одноклассник дал почитать «Дочь Монтесумы». На одну ночь. Это была — на тот момент — лучшая ночь в моей жизни.



Хаггард: человек с завидной фантазией

Роман Чапыгина про «бунташный» семнадцатый век, к сожалению, почти забыт. Ну да, он такой соцреалистический, с правильным классовым подходом. Но до чего же качественный, фактурный, дотошно написанный. И толстый. Люблю толстые исторические романы, в них проваливаешься, как в хронодыру, и живешь в другом времени.



Алексей Павлович Чапыгин (1870 — 1937). Слава богу, своей смертью.

Кто не любит исторические романы — sorry. Через некоторое время расскажу про мои любимые детективы.

Из: Любовь к истории. Блог Бориса Акунина

http://izbrannoe.com/news/otdykh/lyubimye-istoricheskie-roma...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх