На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

224 подписчика

Свежие комментарии

  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...
  • Ольга Белова
    Кто все-таки автор слов песни A Song for V группы Dr. Project Point Blank Blues Band?Мужская колыбельн...

Юбилей великой Марлен

120 лет назад родилась Марлен Дитрих.

Нюрнбергский процесс. Режиссёр Стэнли Крамер, 1961. Рейтинг фильма - 9,283, 109-е место в Золотой Тысяче.
Нюрнбергский процесс. Режиссёр Стэнли Крамер, 1961. Рейтинг фильма - 9,283, 109-е место в Золотой Тысяче.

27 декабря 1901 года в пригороде Берлина - Шёнеберге - в семье Луиса Эриха Отто Дитриха и его супруги Вильгельмины Элизабет Йозефины, урождённой Фельзинг, родилась вторая дочка, которую назвали Мария Магдалена. Мать Марии Магдалены происходила из весьма состоятельной семьи владельцев ювелирных и часовых магазинов, а отец девочки служил в полиции. Судя по всему, папа Марии Магдалены вёл довольно беспорядочную половую жизнь, поскольку умер от сифилиса в 1907 году. В 11 лет Мария Магдалена решила, как сегодня сказали бы, оптимизировать своё имя и из половинок двух своих имён составила одно - Марлен. Под этим именем она и стала известной всему миру. Но, конечно, не сразу. Сначала она, благодаря финансовому положению своей мамы, получила прекрасное, в основном, домашнее, образование, включающее свободное владение английским и французским языками (помимо родного немецкого), а также несколькими музыкальными инструментами. Сочетание знаний языков и владения музыкальными инструментами обусловило её первую профессию: в 20 лет она начала работать тапёром в кинотеатрах, сопровождая музыкой и переводом иностранных титров немые фильмы. Профессия тапёра, в свою очередь, породила в ней пристрастие к кино и, в более широком смысле, к актёрской игре. 

Свидетель обвинения. Режиссёр Билли Уайлдер, 1957. Рейтинг фильма - 8,339, 391-е место в Золотой Тысяче.
Свидетель обвинения. Режиссёр Билли Уайлдер, 1957. Рейтинг фильма - 8,339, 391-е место в Золотой Тысяче.

Однако, попытка Марлен поступить в 21-летнем возрасте год в актёрскую школу Немецкого театра окончилась неудачей. Но неудача её не остановила. Она стала брать частные уроки актёрского мастерства, оплачивая их из денег, заработанных танцами в ночных кафе. Причём, для своих выступлений она чаще выбирала ночные заведения, популярные у геев и лесбиянок. Давали знать её бисексуальные наклонности. Педагог Марлен по актёрскому мастерству и одновременно режиссёр в нескольких берлинских театрах, Макс Рейнхардт, вскоре начал привлекать свою ученицу к участию в своих постановках. Правда, только в маленьких, как правило, бессловесных, ролях или как участницу кордебалета. Но вскоре, в 1923-м году, дядя Марлен познакомил её с режиссёром Георгом Якоби, который дал девушке маленькую роль в своем фильме "Младший брат Наполеона" ("Таковы мужчины"). Этот фильм стал первым официально подтверждённым в фильмографии будущей кинозвезды.

Печать зла. Режиссёр Орсон Уэллс, 1958. Рейтинг фильма - 7,966, 762-е место в Золотой Тысяче.
Печать зла. Режиссёр Орсон Уэллс, 1958. Рейтинг фильма - 7,966, 762-е место в Золотой Тысяче.

Какого-то серьёзного успеха  "Младший брат Наполеона" его создателям не принёс. Но благодаря этому фильму Марлен Дитрих попала в обойму актрис второстепенных ролей и стала сниматься регулярно. Каждый год выходили по 2-4 фильма с её участием. Во время съемок фильма "Трагедия любви" в 1923 году Марлен Дитрих близко познакомилась с ассистентом режиссёра Рудольфом Зибером и вскоре вышла за него замуж. В конце 1924 года у них родилась дочь Мария. Семейная жизнь Марлен Дитрих продлилась менее 5 лет. В 1927 году Рудольф увлёкся русской танцовщицей Тамарой Звягинцевой и стал жить с ней. Ну, а Марлен принялась покорять сердца мужчин. И женщин. При этом развод супруги Зибер не оформляли до самой смерти Рудольфа в 1976 году. (Можно сказать, что они дожили до "золотой свадьбы".) Более того, Марлен регулярно делилась с Рудольфом подробностями своих очередных романов. Высокие отношения! Трудно сказать, кого из супругов Зиберов больше устраивали такие "высокие отношения". Но абсолютно точно, что положение "невенчанной супруги" совершенно не устраивало Тамару Звягинцеву. Тем более, что жить приходилось вместе с Марией, дочерью Марлен Дитрих, которая предпочла остаться с отцом. Итогом стала шизофрения и ранняя смерть в 57 лет.

Голубой ангел. Режиссёр Джозеф фон Штернберг, 1930.
Голубой ангел. Режиссёр Джозеф фон Штернберг, 1930.

За период с 1923-го по 1930-й год Марлен Дитрих снялась в 19-ти немых фильмах. Но все эти роли какой-то особой славы ей не принесли. И трудно сказать, как развивалась бы карьера актрисы дальше, если бы не два события. Во-первых, на смену немому кино пришло звуковое, а во-вторых, судьба свела Марлен Дитрих с Джозефом фон Штернбергом. Этот режиссёр, настоящее имя которого Йонас Штернберг, без всяких "фонов", австрийский еврей по происхождению, в начале века эмигрировал в Америку, где, пройдя немало испытаний и извивов судьбы, к концу 20-х годов добился определённых успехов в кинематографе. В 1930 году, благодаря этим успехам, немецкая кинокомпания Universum Film AG (впоследствии ставшая кинокомпанией DEFA, чья кинопродукция очень хорошо известна советским кинозрителям) предложила Штернбергу постановку фильма по роману классика немецкой литературы Генриха Манна "Учитель Гнус, или Конец одного тирана" (1905). Джозеф фон Штернберг, вопреки рекомендациям руководства киностудии, пригласил на главную роль Марлен Дитрих. В итоге получился фильм "Голубой ангел", ставший переломным в довольно невзрачной кинокарьере актрисы. 

Шанхайский экспресс. Режиссёр Джозеф фон Штернберг, 1932.
Шанхайский экспресс. Режиссёр Джозеф фон Штернберг, 1932.

Ошеломительный успех фильма "Голубой ангел", где Марлен Дитрих играла на грани пристойности (по меркам начала 30-х годов прошлого века), привёл к заключению длительного контракта с американской кинокомпанией Paramount Pictures. В рамках этого контракта Марлен Дитрих в течение 5 лет снялась в шести фильмах, режиссёром которых был Джозеф фон Штернберг. В одном из них, "Распутная императрица", где Дитрих играла Екатерину Вторую в зрелом возрасте, молоденькую императрицу играла её дочь, взявшая псевдоним Мария Рива. Фильмы, созданные содружеством Штернберга и Дитрих, принесли обоим всемирную славу. Слава эта была настолько велика, что, когда Марлен Дитрих находилась в Лондоне в 1937-м году, к ней обратились эмиссары Йозефа Геббельса с предложением вернуться в Германию и принять статус главной кинозвезды Германии. Так сказать, стать лицом германского кинематографа. Со всеми вытекающими последствиями в виде почестей и многотысячных контрактов. Марлен Дитрих ответила недвусмысленным отказом и, более того, в том же году демонстративно подала прошение на американское гражданство. В 1939 году под именем Марии Магдалены Зибер она это гражданство получила и отказалась от немецкого гражданства.

Белокурая Венера. Режиссёр Джозеф фон Штернберг, 1932.
Белокурая Венера. Режиссёр Джозеф фон Штернберг, 1932.

Известны сотни, если не тысячи, примеров, когда немецкие деятели науки, культуры, искусства после прихода к власти в Германии нацистов эмигрировали в США. Но в подавляющем большинстве случаев это были люди с еврейскими корнями. И их переезд в Америку в какой-то степени можно объяснить инстинктом самосохранения. Ибо отношение нацистов к евреям было известно ещё задолго до их прихода к власти. Но поступок Марлен Дитрих, чистокровной немки, которой в нацистской Германии "светили" слава, почёт и преуспеяние, иначе как актом гражданского мужества, назвать сложно. Но не только в эмиграции из нацистской Германии в США проявилась гражданская позиция Марлен Дитрих. Она вместе с Билли Уайлдером основала специальный фонд помощи для бегущих от нацизма диссидентов и евреев и внесла в него 450 тысяч долларов (эквивалент нынешних 9 миллионов долларов). Кроме того, в 1942-1943 годах она активно участвовала в привлечении средств для нужд американской армии, продавая так называемые "военные облигации". Марлен Дитрих стала лидером среди американских кинозвезд по количеству проданных "военных облигаций".

Желание. Режиссёр Фрэнк Борзеги, 1936.
Желание. Режиссёр Фрэнк Борзеги, 1936.

Антинацистская деятельность Марлен Дитрих была по-разному оценена в разных странах. В 60-е годы, когда Дитрих вернулась на Родину, западные немцы плевали ей в лицо, забрасывали тухлыми яйцами, иначе, как "предательницей" не называли. Но гораздо больше стран выразили ей глубочайшую признательность, наградив её своими наградами высшего достоинства. Среди наград, которых была удостоена Марлен Дитрих, французские Орден «За заслуги», Орден Почётного легиона, Орден Искусств и литературы, американская Президентская медаль Свободы, бельгийский Орден Леопольда I и многие другие.

Дестри снова в седле. Режиссёр Джордж Маршалл, 1939.
Дестри снова в седле. Режиссёр Джордж Маршалл, 1939.

Вскоре после переезда Марлен Дитрих в США судьба свела её на съемочной площадке с другой звездой европейского кино - Жаном Габеном. Французский актёр после выхода фильма "Великая иллюзия" приобрёл во всем мире, и в США, в том числе, огромную популярность. А в связи с вторжением нацистских войск во Францию ему тоже пришлось уехать в Штаты. Между двумя звёздами вспыхнул роман. Этот роман негативно отразился на кинокарьере Габена в Америке. Получив роль в одном из фильмов, он потребовал, чтобы и Дитрих снималась в этом фильме. А, встретив отказ, устроил грандиозный скандал на киностудии. За что был лишён роли и вообще отлучён от американского кинематографа. 

Бурный роман Марлен Дитрих с Жаном Габеном продолжался 7 лет и прекратился только из-за отказа Марлен выйти за него замуж и растить с ним телят. (По свидетельству современников, Жан Габен, несмотря на свою всемирную актёрскую славу, в душе оставался фермером.) И это, пожалуй, был самый продолжительный роман в жизни Дитрих. Другие романы актрисы, весьма многочисленные и, как правило, с женатыми мужчинами, были гораздо более скоротечными. Если можно так выразиться, "донжуанский список" Дитрих включал в себя Гэри Купера, Джона Гилберта, который в тот момент состоял в отношениях с Гретой Гарбо ("Ниночка"), Дугласа Фэрбенкса-младшего, который в тот момент был женат на Джоан Кроуфорд, Джеймса Стюарта ("С собой не унесёшь", "Окно во двор", "Мистер Смит едет в Вашингтон"), от которого Дитрих забеременела и сделала аборт. И это только актёры. А были ещё и писатели: Эрнст Хэмингуэй, Эрих Мария Ремарк... И это только известные романы. И только мужчины. А были ещё и женщины. Например, Сюзанна Бауле, хозяйка парижского кабаре, Мерседес де Акоста, кубинско-американская писательница, Энн Уорнер, жена одного из основателей Warner Bros., Лили Дамита, жена Эррола Флинна, Клодетт Кольбер ("Это случилось однажды ночью"), Долорес дель Рио, мировая квинтэссенция женского лица Мексики... Некоторые биографы приписывают Марлен Дитрих роман с Эдит Пиаф.

Страх сцены. Режиссёр Альфред Хичкок, 1950.
Страх сцены. Режиссёр Альфред Хичкок, 1950.

Фильмография Марлен Дитрих насчитывает 19 немых фильмов и 34 звуковых картины. Из них 3 фильма вошли в Золотую Тысячу.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх