Какие шокирующие истории поведали сценаристу ветераны гражданской войны. Почему самый известный фильм о востоке снимали киношники из северной столицы. Кто придумал Катерину Матвеевну и другие интересные факты о фильме «Белое солнце пустыни».
1. Идею создания фильма про борьбу с басмачеством принес на Мосфильм режиссёр Кончаловский.
Ленты на эту тему широко снимались на киностудиях азиатских советских республик, и были популярны. И у режиссёра уже был опыт работы с подобным материалом, он снял фильм «Первый учитель» студии «Киргизфильм» о становлении советской власти в Киргизии.Кадр из фильма «Первый учитель»
2. Изначальный сценарий назывался «Басмачи» его написали режиссёр Кончаловский и сценарист Фридрих Горенштейн. Сценарий не подошёл, и по итогу был продан на студию «Узбекфильм», по нему сняли успешно прошедший в общесоюзном прокате фильм «Седьмая пуля».
Кадр из фильма «Седьмая пуля»
3. Историю с сопровождением гарема сценарист Ежов подчеркнул из беседы с участниками гражданской войны. Преследуемые Красной армией басмачи действительно бросали в пустыне свои гаремы. Оставлять женщин на верную погибель красноармейцам не позволяла революционная сознательность и их сопровождали к ближайшему кишлаку. Банда за это время успевала оторваться.
4. В изначальном сценарии Верещагин так же был бывшим царским офицером, но к таможне отношения не имел, он работал телеграфистом. Жену Верещагина изначально звали не Настасья как в фильме, а Ирина, и она была увлеченной эстетикой востока избалованной светской дамой, и даже едва не закрутила роман с Саидом.
5. Разлюбезную Катерину Матвеевну придумал режиссёр фильма Владимир Мотыль. Этим он развивал образ главного героя. Теперь истосковавшийся в песках по женской ласке красноармеец Сухов, в окружении женщин считавших его своим мужем даже в мыслях не изменял любимой жене.
6. Так как у восточных студий « Узбекфильм», «Таджикфильм» и «Казахфильм» уже были в производстве героико-приключенческие картины, снимать было решено на производственных мощностях «Ленфильма» благодаря чему удалось заполучить оператора Эдуарда Розовского, известного работой над картинами «Человек-амфибия» и «Начальник Чукотки».
Эдуарда Розовский
7. На роль Петрухи пробовался один из самых узнаваемых комических актеров советского экрана Савелий Крамаров. Но режиссёр решил придать этому героя трагический оттенок, для этого Крамаров не подходил. В итоге Мотыль отдал роль никому не известному актеру Николаю Годовикову, который до этого исполнил эпизод в его фильме «Женя, Женечка и "катюша"».
8. Первый вариант сценария, написанный сценаристами Валентином Ежовым и приданым ему в помощь Рустамом Ибрагимбековым, при участии Кончаловского назывался «Пустыня». Затем Кончаловскому было предложено экранизировать роман Тургенева «Дворянское гнездо» и он ушёл с проекта. Ежов одновременно работал как сценарист с Кончаловским над «Дворянским гнездом» и с Ибрагимбековым над сценарием, который к тому времени был переименован в «Спасите гарем».
9. Настоящей жемчужиной фильма стал Верещагин. Режиссёр изначально видел в этой роли только театрального актера виртуоза Павла Луспекаева. Но не решался беспокоить актера, у которого были серьезные проблемы со здоровьем. У Луспекаева были ампутированы пальцы на ногах. И только когда ни один из приглашённых пробоваться на эту роль актеров не справился, Мотыль обратился к Павлу Борисовичу. Для того что бы облегчить Луспекаеву работу Мотыль хотел перенести сцену на баркасе в павильон. Но Павел Борисович был стальным человеком, он и слышать не хотел о павильонной съемке. Несмотря на качку, превозмогая адскую боль, актер блестяще отыграл эту сцену, ставшую культовой.
Свежие комментарии