
Наверное, не было в Союзе 60-х годов мальчишки, который не мечтал иметь настоящего робота, так как это поколение выросло на научной фантастике. Фантастика проникла даже в детские сказки, как например, в повести советского писателя Юрия Томина «Шёл по городу волшебник», где фантастика плотно переплелась со сказкой.
В этом популярном произведений появился один из самых запоминающихся роботов научной фантастики по имени Балбес.
В 1971 году советский киносказочник Михаил Юзовский экранизировал повесть, и свет увидел фильм «Тайна железной двери». Правда достаточно холодная философская притча Томина была превращена советскими кинематографистами в теплую поучительную сказку. Основные изменения коснулись юного волшебника и робота Балбеса.

В книге волшебник страшен, и пугает в нем не столько, выразительно описанная автором, свинцовая тяжесть голубых глаз, сколько отражение в этом образе, тайных желаний самого читателя. Изначально книжный волшебник был обычным мальчиком, но получив в свои руки волшебную силу, начал удовлетворять свои желания, поощряя самые низменные черты характера, и в конечном итоге вытравил из себя все человеческое.

Созданный волшебником робот, это машина с одной несложной программой, взломав которую Толик смог убежать и спасти друзей. Робот Балбес в некотором смысле является отражением своего создателя, получая все не прилагая усилий, волшебник перестал развиваться, он одряхлел физически и утратил способность многогранно мыслить. В конце робот ломается из-за неспособности мыслить нестандартно, и волшебника ребята в конце оставляют во вчерашнем дне в сломанном виде, так как лишённый волшебства он ничего не может и не знает.

В кино робот Балбес был сильно очеловечен. Когда то он сам был человеком, и не просто человеком, а добрым волшебником. Из вредных привычек он создал себе в помощники мальчика, который завладел волшебными спичками и превратил его в железного чурбана.

Таким образом, создатели фильма сделали робота полноценным героем с характером и историей, а волшебника превратили в злобное по своей природе существо, с которым зритель никак себя не ассоциирует. При этом в зрителе присутствует страх, что главный герой, станет таким же, как волшебник, и перестанет быть человеком.

Очеловеченный робот вызывает у зрителя массу симпатий и радует каждым своим появлением в кадре. Обаяния роботу добавляют светящиеся красные глаза-лампы. И этой технической находкой были связаны казусы на съёмочной площадке, доставившие актеру, исполнившему роль робота массу неприятностей.

Робот стал в фильме одном из украшений созданного киношниками футуристического острова. В распоряжении создателей фильма не было компьютерной графики и большого бюджета, зато были фантазия и умелые руки. Творцы мастерски использовали природный ландшафт Крыма и создали на коленке декорации и фантастическую технику, которые по сей день смотрятся невероятно круто.

Очень многое в плане спецэффектов было построено на импровизации. Например, потрясающий карт на котором волшебник рассекал по своему острову был собран из картона. Для того чтобы у робота загорались глаза сзади конструкции, был размещен аккумулятор, а в резиновой рукавице расположена кнопка, которую нажимал актер находящийся внутри оболочки робота. Несколько раз систему коротило, и аккумулятор начинал дымиться, обжигая спину актера, приходилось оперативно снимать панцирь робота.

То, что Балбес в фильме не просто робот, выполняющий заданную функцию, а превращенный в железного чурбана добрый волшебник, лишенный памяти и личности, это безусловная находка создателей фильма. Причем чем больше робот проводит времени с ребятами, тем человечнее становится. И когда злой волшебник сталкивает его в воду, робота жалко. В детстве, когда я смотрел этот фильм впервые, очень надеялся, что робот действительно окажется водолазом и выберется.

Свежие комментарии