Когда оглядываешься на 50 лет назад, в 1969 год, то видишь невыразимое разнообразие на музыкальной сцене в популярной музыке. О чём говорить, если в хит-парадах Криденс теснят Битлз, а год заканчивается триумфом второго альбома Лед Зеппелин. Я уж не говорю про расправивший крылья психоделический рок, про набиравший силу прогрессив и про дебюты целого созвездия самобытных команд вроде Джетро Талл в Британии и Элис Купер в Америке.
С этой точки зрения крайне полезно вспомнить про оборотную сторону медали, про вполне оправданное стремление к минимализму. В то время, как эстеты от музыки разрабатывали золотую жилу музыкального гармонического богатства далеко уходя от изначальных истоков появилось, конечно, и скорее всего неосознанное музыкальное противостояние. Разумеется усложнение музыкальной структуры не всем было по вкусу и по духу - в силу недостатка профессионализма или денег на инструменты. В Европе начали свою карьеру минималисты из немецкой группы CAN, но это были скорее идейные минималисты, как Старому Свету и полагается. В Америке музыкальный примитивизм был менее популярен, тем не менее группы типа Velvet Underground свято придерживались музыкальной простоты и безыдейности. Всё это моё личное восприятие ситуации и с восприятием читателя может не совпадать, но я действительно считаю истоки поисков группы CAN и тех же Вельветов где-то в одной корзине.
Преамбула затянулась, посему перейду сразу к сути. Всё-таки статья немного про панк, а он не подразумевает пространных рассуждений.
Ровно 50 лет назад, в июле 1969 года вышел дебютный альбом в короткой дискографии американской группы The Stooges. Для непосвящённых - это первая (и последняя) группа музыканта и отмороженного хулигана Игги Попа - он широкой публике разумеется известен поболее.
История проста, как панк. Группу где-то услышал и притащил на запись второй (после Лу Рида) отец основатель The Velvet Underground скрипач Джон Кейл. Ребята - а было их четверо, два брата Эштон (гитара, ударные), Дайв Александер (бас) и Игги Поп (вокал) - имели в репертуаре всего пять песен, которые и гоняли без устали по клубам почти два года до этого. В студии поставили условие, что песен должно быть больше, ребята за ночь записали ещё три песни и записали в полдня альбом, который был назван по имени группы - The Stooges
После прослушивания альбома у меня возник один вопрос - а почему, собственно, The Stooges определяют, как прото-панк? На мой взгляд, это самый настоящий панк и есть, причём во всех его проявлениях. Предельная простота гармонии и исполнения, минимальный набор инструментов (гитары-ударные), примитивность текстов, паровозный вокал и небрежность исполнения. Плюс характерная для The Stooges вызывающая манера поведения на сцене. В википедии на эти восемь песен вообще приплели аж четыре мало-совместимых жанра - прото-панк, психоделический рок, хард-рок (!?) и гаражный рок. И прото-панк, и гаражный рок довольно условные и скорее философские определения, под психоделику можно подверстать всё, что угодно, что касается хард-рока, то вероятно речь идёт об использовании риффов. Впрочем, спорить с википедией себя не уважать, поэтому перейду собственно к альбому
Характерная манера структуры песен у The Stooges проста - две минуты собственно песня и три минуты гитарных импровизаций для прыжков на сцене - чисто клубный формат. На альбоме песни так примерно и представлены за исключением выпадающей из альбома десятиминутной We Will Fall. Но тут не обошлось без ассоциативной и непосредственной связи с Velvet Underground. Песня навеяна воспоминаниями Игги Попа о том, как он ждал девушку Нико (вокалистку с первого альбома Вельветс) в отеле Челси - тусовочное место компании Энди Уорхола, включая Velvet Underground в полном составе. Собственно эта песня продюсировалась непосредственно Кейлом и он там подыграл на скрипке. Вероятно именно эта композиция с мантрами и заслужила термина "психоделика".
Стоит отметить ещё три композиции, обильно цитировавшиеся впоследствии где только можно. Заглавная песня называется "1969", она до крайности проста, римейки на неё делали уже пост-панки в восьмидесятые годы и именно эта песня используется протагонистами сериала от Мартина Скорцезе "Винил"
Несомненным хитом альбома является композиция I Wanna Be Your Dog. Песня является, на мой взгляд, классикой панка - панк из неё вырос, как Великая Русская Литература из гоголевской "Шинели". Три аккорда, грязный искажённый очень тяжёлый звук гитар и сверхэнергичная вокальная подача. Из интересного хода - звучащая на протяжении всей песни одна нота пианино (идея Джона Кейла). Список групп, исполнявших эту композицию впоследствии впечатляет - Ричард Хэлл, Секс Пистолз, Дэвид Боуи, Нирвана, Red Hot Chilli Peppers, Sonic Youth, R.E.M. и прочие прочие прочие менее известные. Песня уже в новые времена часто используется в качестве саундтрека в кино. В частности в фильме "Карты, деньги, два ствола" вы должны её помнить в патетическом эпизоде, в котором главный герой проиграл бар отца в карты
Ну и ещё одна заметная композиция - No Fun, которая стала широко известна в середине семидесятых, благодаря панк-революционному и единственному альбому Секс Пистолз Nevermind the Bollocks. В их исполнении я её и поставлю, поскольку живых видеозаписей самих The Stooges практически нет
Если уж заодно сравнить манеру исполнения The Stooges и Sex Pistols, то первые, пожалуй, выглядят даже большими панками, чем признанные короли панк-рока. Так что в заключение статьи я останусь при своём мнении - The Stooges это никакой не прото-панк, а самый настоящий панк-рок. Просто совершенно случайно они опередили своё время на семь-восемь лет и были, к слову, совершенно не поняты и не приняты публикой. Альбом добрался только до 106 места в текущем хит-параде 1969 года, тогда как сейчас он твёрдо входит во вторую сотню 500 лучших альбомов ВСЕХ времён.
Так что рекомендую при всей его сырости и непритязательности альбом всё-таки послушать, тем более, что он чисто по панковски короток и скоротечен - всего полчаса удовольствия.
Свежие комментарии