На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

235 подписчиков

Свежие комментарии

Почему поэта Константина Случевского считают несостоявшимся гением?

Почему поэта Константина Случевского считают несостоявшимся гением?

Об одном из самых загадочных и забытых поэтов ХIХ века я попросил рассказать человека, который знает о нем больше, чем кто-либо из наших современников. Мой собеседник — Елена Аркадьевна Тахо-Годи, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филфака МГУ и (что очень важно для нашего разговора!
) — поэт.


«Википедия» в статье о Случевском утверждает, что «ни у одного из русских поэтов с именем нет такого количества слабых стихотворений...» Вы согласны?

Елена Тахо-Годи: Думаю, что это неверно. Конечно, бывают такие поэты, как Тютчев, у которого почти каждое стихотворение — шедевр. Но если взяться за полного Фета или полного Блока, то окажется, что у этих поэтов «первого ряда» масса откровенно слабых текстов. И это не предвзятый взгляд. Блок — один из моих кумиров юности, но, когда я взялась читать подряд его собрание стихов, начиная с ранних, я поняла, что это можно сделать только один раз, иначе просто появится «блокобоязнь». Что касается Случевского, то стихи его — и ранние, и поздние — не слабые, а скорее «неровные»: рядом с почти гениальной строкой может появиться следующая, совершенно «косноязычная». Современники сетовали, что он «портит» стих, «растрепал» его, что он «дисгармоничен» и «безобразен», как кактус. Однако эта неровность придает его Музе то, что Евгений Баратынский называл «лица необщим выраженьем». Случевский интересен тем, что всегда стремился уловить неуловимое, живописать то, «чего, как будто, нет, / Нет в осязании и даже нет в виденьи». Задача, как вы понимаете, не из простых.

Думаю, любой читатель простит ему неудачные строки ради таких:

Да, мир и все его основы -
Свои для каждого из нас!
Я умер — целый мир погас!
Ты родился — возникнул новый:
Тем несомненней, тем полней,
Чем ярче мысль души твоей!

Сегодня о Случевском вспоминают редко, но если бы не ваши о нем публикации, выступления и лекции, его имя, кажется, было бы окончательно забыто. Почему вы еще в конце 1980-х занялись судьбой всеми отринутого поэта?

Елена Тахо-Годи. Фото: Дмитрий Шеваров


Елена Тахо-Годи: Я, конечно, не единственная, кто занимался наследием Случевского, были исследователи и до меня, есть и сейчас. Просто так сложилось, что моя книга оказалась первой монографией о нем в постсоветское время, мне удалось подготовить и издать два тома его стихотворений — в «Новой библиотеке поэта» и в издательстве ОГИ. Но все решил случай. В середине 1980-х в домашней библиотеке, доставшейся мне от моего двоюродного деда — Леонида Петровича Семенова, известного лермонтоведа, инициатора знаменитой «Лермонтовской энциклопедии», осуществленной по его завещанию его другом Виктором Андрониковичем Мануйловым, я нашла шеститомное собрание сочинений поэта, имени которого никогда не слышала. Одновременно один из знакомых подарил мне только что вышедшую в Петрозаводске крошечную книжечку того же неведомого автора. Так родилась мысль воскресить это имя. И действительно тогда это было «воскрешением». А в октябре 2017-го даже будет международная конференция «Поэзия предсимволизма: К 200-летию А.К. Толстого и 180-летию К.К. Случевского». Организаторами выступили моя кафедра в МГУ, Институт мировой литературы РАН и Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева». То, что участвует в этом «Дом Лосева», связано не только с тем, что я работаю и в нем. Алексей Федорович Лосев очень высоко ценил стихи Случевского, называл их «тончайшими».

Константин Константинович Случевский родился в 1837-м — в несчастный год смерти Пушкина. И кажется, что это обстоятельство таинственно определило его судьбу...

Елена Тахо-Годи: Случевский всю свою жизнь в меру своих сил сознательно стремился к поддержанию пушкинской традиции и увековечиванию памяти великого поэта, с которым так мистически оказался связан годом рождения. Но поэтика его, конечно, совсем другая, не пушкинская — недаром он оказался так интересен символистам.

Мне кажется, что поэзия Случевского стала для них мастерской. Они заходили в его поэзию, брали все, что приглянулось, ну а на первоисточник кто же любит ссылаться? Не потому ли и оказался забыт Случевский?

Елена Тахо-Годи: Символисты в забвении Случевского, конечно, не виноваты. Они его, напротив, также извлекли из забвения. И Бальмонт, и Брюсов, и Белый были его читателями и писали о нем в своих статьях. Ахматова его недолюбливала, а Мандельштам — наоборот...

Случевского принято считать несостоявшимся гением. Что же помешало ему?

Елена Тахо-Годи: Отвечу вам словами Тургенева, сыгравшего в жизни Случевского очень и очень непростую роль. «Непризнанных гениев нет — так же, как нет заслуг, переживающих свою урочную чреду. „Всякий рано или поздно попадает на свою полочку“, говаривал покойный Белинский. Уже и на том спасибо, коли в свое время и в свой час ты принес посильную лепту...» Слава, литературная репутация — это во многом необъяснимая вещь. Тут важен не только талант, но и стечение очень многих обстоятельств. Когда Константин Случевский появился на литературной сцене, его объявили «вторым Лермонтовым» и тут же стали доказывать, что это не так, в его адрес зазвучали ядовитые насмешки. Но посмотрите на причуды судьбы. Его потомок — Николай Владимирович Случевский — недаром возглавляет в Москве «Столыпинский центр регионального развития»: роды Случевских и Столыпиных пересеклись. А любимая бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, тоже урожденная Столыпина...

Либеральная критика, которая всегда определяла у нас общественное мнение, исправно бранила его до конца жизни — ведь он дослужился до камергера и до должности главного редактора сугубо официальной газеты «Правительственного вестника»!

Для нас в «Российской газете» это особенно любопытное обстоятельство...

Елена Тахо-Годи: Да, как государственного чиновника Случевского бранили, но все-таки судьба была достаточно милостива к нему как к поэту и человеку: к концу жизни он обрел счастье в новой семье и получил общественное признание, был даже объявлен в газетных публикациях «королем русской поэзии», но главное — он обрел «друзей своих последних дней», вокруг него возник кружок «Пятницы К.К. Случевского», куда приходили будущие кумиры русского символизма — Владимир Соловьев, Бальмонт, Мережковский с Зинаидой Гиппиус, Сологуб, Бунин... Но никто из них не понял, не принял душой «Загробные песни», которые писал Случевский, угасая в 1904 году в своем любимом доме в Усть-Нарве. «Я умер — целый мир погас!..»

Даты


26 июля (7 августа по новому стилю) 1837 года родился поэт Константин Случевский;
27 июля 1967 года родилась филолог и поэт Елена Тахо-Годи.


Из стихов Константина Случевского

Константин Случевский. Фото: Из личного архива автора


Не храни ты ни бронзы, ни книг,
Ничего, что из прошлого ценно,
Всё, поверь мне, возьмет старьевщик,
Всё пойдет по рукам — несомненно.
Те почтенные люди прошли,
Что касались былого со страхом,
Те, что письма отцов берегли,
Не пускали их памятей прахом.
Где старинные эти дома -
С их седыми как лунь стариками?
Деды где? Где их опыт ума,
Где слова их — не шутки словами?
Весь источен сердец наших мир!
В чем желать, в чем искать обновленья?..

* * *

Что тут писано, писал совсем не я, -
Оставляла за собою жизнь моя;
Это — куколки от бабочек былых,
След заметный превращений временных.
А душе моей — что бабочки искать!
Хорошо теперь ей где-нибудь порхать,
Никогда её, нигде не обрести,
Потому что в ней, беспутной, нет пути...

Дмитрий Шеваров

Из: Российская газета

http://izbrannoe.com/news/lyudi/pochemu-poeta-konstantina-sl...

 

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх