Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) - русский живописец и график еврейского происхождения, великолепный мастер книжной иллюстрации, а еще разносторонний и очень талантливый человек, сумевший передать свой талант и творческие способности своим детям, среди которых был всемирно известный писатель Борис Пастернак. Но, к большому сожалению, само имя гениального художника по иронии судьбы долгие годы было в забвении.
Леонид Пастернак был рожден в Одессе в 1862 году в большущей еврейской семье. Шестого ребенка родители нарекли двойным именем Абрам-Исаак, но все его звали только Леонидом, которому не просто жилось с такой путаницей в именах и в фамилии, потому как первоначальная ее версия была не Пастернак, а Постернак. В связи с этим художнику частенько приходилось писать пояснительные записки в официальных учреждениях.
Семья Пастернаков, будучи одной из древнейших и уважаемых еврейских семей, считала, что их род берет начало от самого царя Давида. И мать с отцом мечтали, что их младшенький станет «аптекарем, или лекарем, или, на худой конец, "ходатаем по делам"».
Но мальчишку очень увлекало рисование, которым занимался тайком, чтобы родители не видели. А творил Леонид свои "шедевры" обычным черным углем. А однажды дворник их двора попросил мальчика нарисовать картинки на охотничью тему и пообещал заплатить по пять копеек за каждую работу, чтобы украсить ими дворницкую. С заданием мальчуган справился на отлично: в 6 лет к нему пришло признание и первый заработок.
И годы спустя Леонид Пастернак, вспоминая того судьбоносного дворника, будет называть его - «мой Лоренцо Медичи». Да и пристрастие рисовать углем и простым карандашом, заложенное с детства, останется у художника до конца его дней.
По настоянию родителей Леонид поступает в Московский университет на медицинский факультет, где его сразу же оттолкнул предмет - анатомическое строение человека. Он так и не смог преодолеть отвращение к трупам, однако ту ее часть, что следовало знать художнику, он все же освоил. После чего подал прошение о переводе на юрфак Московского университета, а позже и вовсе перевелся в родной город.
Новороссийский университет в Одессе был единственным во всей Российской империи, дававший право студентам выезда за границу. Воспользовавшись случаем, Пастернак поехал в Германию и поступил в Мюнхенскую королевскую академию. По конкурсному отбору он прошел первым номером! Да и закончил он академию с золотой медалью, при том умудрится получить экстерном и диплом юриста.
Талантливый молодой художник вернулся в Москву с целым арсеналом учебных экспериментальных работ, которые вмиг разобрали коллекционеры. И тут Пастернаку пришел час идти на службу в армию, где так же в свободное время плодотворно работал над живописью. Большое полотно, написанное под впечатлением от службы - «Вести с родины», прямо с мольберта купил Павел Третьяков для своей коллекции.
Вскоре художник женится на довольно известной пианистке Розалии Кауфман. Молодожены обоснуются в Москве, а по истечению года у них родится первенец, в будущем ставший лауреатом Нобелевской премии - мастер литературного слова Борис Пастернак. Затем на свет появятся сын Александр - будущий архитектор, две дочери - Жозефина и Лидия.
Пастернак причислял себя к одному их первых русских импрессионистов, ничуть не опасаясь непонимания и холодного отношения к импрессионизму в России в целом. «Он был более модернист, чем Репин. Он позволял себе быстрые обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину, незнакомому с мюнхенской школой. А своим немецким товарищам Пастернак не уступал во владении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно подзабытого всеми караваджизма», — писала историк искусства о Пастернаке Елизавета Плавинская.
Однажды на выставке работ передвижников, где Леонид Осипович выставлял и свою работу "Дебютантка", произошло знакомство двух талантливых мастеров - пера и кисти. Супруги Пастернаки были представлены Льву Толстому, позже в доме у которого стали частыми гостями.
Их дружба вылилась в тесный и плодотворный творческий союз. Пастернак проиллюстрировал множество произведений Льва Николаевича, в том числе и роман «Воскресение», иллюстрации к которому в 1900 году были выставлены на Всемирной выставке в Париже.
"Зеркало" Льва Толстого - так называли в те годы Леонида Пастернака, в подтверждение чего следует сказать, что художник создал не только огромное количество иллюстраций к его творениям, а и тридцать шесть портретов писателя.
А когда полотно Пастернака «Студенты» было приобретено Люксембургским музеем в Париже, это стало знаковым событием в России, о котором восторженно писала одесская пресса: «Люксембург — один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень большой художник, и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной». Вот так работа русского художника стала первой, удостоенной чести быть украшением самого известного музея мира.
К тому же Леонид Пастернак написал огромное множество портретов великих и знаменитых современников. Ему позировали Рубинштейн и Скрябин, Гершензон и Горький, Мечников и Эйнштейн. С последним его связывали дружеские отношения очень многие годы. Художник создал серию портретов знаменитого ученого.
К тому же Пастернак считается одним из основателей ленинианы. Посещая партийные съезды и конгрессы, делал множество набросков и зарисовок вождя и других политических деятелей. Он был первым из художников академического направления, удостоенный такой чести правительством страны Советов. Однако впоследствии многие из этих портретов, были уничтожены новой властью.
Художник попал в опалу и был вынужден выехать в 1921 году с семьей в Германию, по иной же версии он ехал туда на лечение. Вернуться в Россию ему уже было не суждено. В 1938 году пришедший к власти фашизм заставил Пастернака покинуть Германию. А в мае 1945 года он умер в Оксфорде. (Великобритания).
Первая персональная экспозиция работ художника в СССР состоялась в 1979 году в Третьяковке, а через 22 года там же прошла еще одна выставка под названием «Пастернак в России и Германии». К 150-летию со дня рождения были выставлены творения мастера на его родине — в Одессе. Полотна мастера на сегодняшний день являются украшением крупнейших музеев мира и коллекционных собраний.
Свежие комментарии