На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

226 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...
  • Ольга Белова
    Кто все-таки автор слов песни A Song for V группы Dr. Project Point Blank Blues Band?Мужская колыбельн...

Жан Маре. БЕСЦЕННЫЙ ПРИНЦ

Во Франции Жана Марэ называли «принц обаяния». Если красоту признать частью таланта, он был чистым гением. Звезда, актер театра и кино, живописец, скульптор, декоратор - он прожил жизнь наполненную творчеством - ставил спектакли, сочинял сказки для детей и сам стал легендой.

ФАНТАЗЕР ЖАННО

Жан Марэ родился в городе Шербур 11 декабря 1913 ого года. Альфред Вилен - Марэ ушел на войну, когда младшему из двух сыновей не было и года.(уже будучи зрелым, Жан Марэ узнает, что не был сыном Альфреда Вилена, но это другая история). В 1918 родители развелись и семья - бабушка, ее сестра, и Анриетт Бизон с двумя мальчиками покинули Север Франции и переехали в Везине – западный пригород Парижа. Здесь, в городке с очаровательным парком до сих пор сохранилось здание, своими причудливыми формами волновавшее детское воображение будущего артиста – «Мать сняла в Везине ужасный дом из грубого камня. Его башенка приводила меня в восторг. Бассейн в саду, величиной не более трех метров, окруженный декоративными скалами, казался мне огромным, как море. Замок! Мы живем в замке. Моя мать была принцессой.» Жан с самого детства, с 4 х лет увлекся игрой в театрализованные представления в которых проявлялось его стихийное актерство, разыгрывал с куклами и солдатиками сюжеты навеяные приключенческими, троковыми картинами с участием звезд немого кино - Пирл Уайт, Дугласа Фэйрбэнкса, Мэри Пикфорд. Мальчика вдохновляли древние мифы – он, иногда, представлял себя античным богом, из прихоти принявшим обличье человеческого ребенка. Воображение маленького Марэ было романтичным и буйным - он мог заплакать навзрыд, наблюдая себя со стороны и удивляясь своим же слезам.

Пройдет много лет и Жан Марэ скажет – «Между актером и аферистом много общего: оба аморальны и видят в жизни прежде всего игру»

ПЕРВЫЙ УЧЕНИК и ТРУСИШКА

Дома, окруженный любовью женщин Жанно прятал свои недостатки - очень хотел всем нравиться. В школе по этой же причине он безобразничал, чтоб избежать репутации пай-мальчика и не потерять авторитета у приятелей. Жан выдавал себя за отпрыска знатного рода, слегка приворовывал был мастером жестоких шуточек и организатором шаек. Ради успеха у сверстников, презрев естественную боязнь, он лазил в самые темные закутки и ходил по крышам. «Мать научила нас с братом побеждать страх. Мы оба, Анри и я, действительно были трусливыми. Я боялся спускаться в погреб. Бывало, ревел от страха, когда скрипел пол на чердаке над нашей спальней. Прежде чем лечь спать, мы заглядывали под кровать, в шкафы, боясь, что там кто-то прячется.» Когда Жану прописали очки отказался их носить из за возможных насмешек (по этой же причине позже, наконец, перестал врать). Попав в церковную школу начал прилежно учиться с той же жаждой первенства, с какой прежде хулиганил в интернате.

МАМА МИА!

Из за переездов и шалостей Марэ часто менял школы - в очередной, теперь уже в «Кондорсе», Жан учился плохо, но мать об этом не догадывалась – у сына было два дневника - один с настоящими, плохими отметками, а другой - с хорошими, который Жан и показывал Анриетт не желая ее расстраивать. Вот несколько слова самого Марэ о матери – «Мое восхищение и любовь к ней росли с каждым днем. Для меня не было ничего прекраснее, чудеснее этого блестящего, надушенного существа. Мать была нежной. Я любил обнимать ее, целовать ее белоснежную шею, аромат которой, смешанный с запахом пудры, потрясал меня. Я любил обнимать подол ее платья, из-под которого выглядывали маленькие ножки в кожаных туфельках под цвет платья. Когда она уходила, мир рушился»

В 1925 году семья Марэ – Вилен переехала из Везине в Шато (еще ближе к Парижу) в 16 лет юноша бросил школу и устроился в радиомастерскую. Затем он подрабатывал на заводе "Патэ", на полях для гольфа, стал ассистентом фотографа. Во время съемок в женской тюрьме случайно узнал где пропадала во время долгих отлучек его нежно любимая мать - Анриетт сидела за воровство. (она страдала клептоманией - прихватывала безделушки в магазинах даже тогда, когда сын стал знаменит и вполне ее обеспечивал).

ОСТАВИЛ КАРТОЧКУ СВОЮ

Фотограф у которого работал Жан часто снимал его, как модель – у Марэ скопилось много фотографий такого рода и он рассылал это снимки на киностудии - очень надеялся на небольшую роль. В это же время, по совету приятеля, Жан отправился на актерские курсы. Читал на прослушивании романтические поэмы, читал выспренно, с надрывом. Вместо одобрения услышал от педагога - "Вам надо лечиться, Вы истерик". Три раза юноша безуспешно пытался поступить на актерское отделение Парижской Консерватории.

Наконец был принят на курсы знаменитого педагога Шарля Дюллена. Жан Марэ вспоминал о своем первом учителе - «Он избегал указывать интонацию. Его ум, инстинкт, театральный опыт находили, придумывали, создавали, вели нас к театру, который мы открывали и любили благодаря ему. Уроки не прошли даром. Вскоре Жан появился на экране в первой эпизодной роли. Вышел на сцену в массовке, а затем был взят под опеку знаменитым поэтом и режиссером Жаном Кокто.

ДВА ЖАНА

Марэ и Кокто познакомились в Испании в 1937 году - юный красавец и сорокалетний сухопарый эстет, сжигаемый страстью к опиуму. Они стали творческим тандемом, учеником и учителем, друзьями … и более того. За намеки на их связь Жан не раз давал острякам зуботычины. В начале актерской карьеры отношения с Кокто необходимо было скрывать, ведь Марэ на экране – классический герой-любовник - тысячи девушек мечтали о нем и были влюблены в него безнадежно, как например итальянская актриса, красавица Алида Валли с которой Жан снимался в картине «Чудеса случаются только раз». Позже в Европе стали спокойнее относиться к гомосексуалистам, и Марэ больше не скрывал своей связи с Жаном Кокто. "Мы так близки, что в этом есть искусство". Их любовная переписка в стихах вошла в антологию мировой поэзии , а фильмы и спектакли поставленные Кокто для Марэ - в сокровищницу французской культуры. День их встречи Жан назвал вторым днем рождения. Мелодрама "Вечное возвращение" на сюжет "Тристана и Изольды" (по сценарию Кокто) в одночасье сделала скромного статиста кумиром всей Франции. Малоопытный, но пластически выразительный и эмоциональный актер стал послушным материалом в руках мэтра, находкой для драматурга и режиссера тяготевшего к поэтическому переосмыслению античных мифов и старинных легенд. Когда Кокто в 1963 году умер Маре признался "Теперь я буду только делать вид, что живу".

В ЛЮБВИ И НА ВОЙНЕ.

Жан воевал в самом начале войны и в самом ее конце - был радистом и шофером в дивизии Леклерка. Однажды, поленившись вылезти из машины во время очередной бомбежки, заслужил "Крест за храбрость". Оказывается в это время вышел приказ не покидать транспорт во время налета. Жан был искренне смущен этой нежданной наградой - искал случая проявить настоящий героизм, но такового не представилось.

В 1942 году во время съемок фильма "Кровать под балдахином" Марэ сблизился со своей партнершей актрисой Милой Парели. Они стали мужем и женой. Когда журналисты спрашивали чету, как им удается ладить, они только смеялись. Мила и Жан прожили под одной крышей почти два года, но Марэ понял, что семейная жизнь не для него и союз распался. Во время съемок фильма "Тайна Майерлинга" Жан встретился с актрисой Доминик Бланш и был очарован ее обаянием .Они подружились, а их приятели уже поговаривали о скорой свадьбе. Пресса ухватилась за сенсацию, но Марэ «разочаровал» газетчиков: "Я слишком люблю Доминик, чтобы желать ей такого мужа". В фильме "Глазами воспоминаний" Жан снимался с Мишель Морган. Они стали друзьями, а Марэ позже назвал Мишель единственной женщиной, которую он смог бы по-настоящему полюбить (но ее сердце в то время было занято). . У актера хранилась фотография Марлен Дитрих с полусерьезной надписью с одной стороны: "Ты не хочешь взять меня замуж? Нет?"... И с другой, глянцевой: "Я умею готовить".

В КРЕСЛЕ ВЕЛИКОЙ САРЫ

После войны слава Маре - кинозвезды поугасла - пришли времена других героев – лишенных трагизма. Жизнелюбивых и бодрых. Как Фан Фан Жерара Филиппа. Лишенный тщеславия, Марэ ничуть не огорчился он увлеченно работал в театре, спал, порой, не более двух часов в сутки. В 1949 году дебютировал в "Комеди Франсэз" в роли Нерона.

Снимал комнату напротив театра, чтобы не тратить времени на дорогу, репетируя Цезаря в пьессе Бернарда Шоу переодевался в гримуборной великой Сары Бернар. Его игрой в трагедиях Шекспира восхищался весь Париж. Жан Марэ некогда забавлявший критиков своей "статичностью и внутренней пустотой", в образе Короля Лира поразил самого Лоуренса Оливье. Правда, это случилось несколько позже.

ТРЮКИ И БЛИНЫ.

Марэ научился фехтовать еще в школе. Верховую езду освоил за две недели, когда снимался в Италии в картине Кристиан-Жака "Кармен" (1945). В мелодраме - экранизации драмы Виктора Гюго «Рюи Блаз» Жан впервые отказался от услуг каскадера во время работы в трюковом эпизоде. Продолжением романтической темы были еще две экранизации; «Граф Монте Кристо» и «Капитан Фракасс» Эти картины не стали большим событием, но они приоткрыли новую грань таланта Марэ. И вот - Франция вспомнила о нем, как о звезде кино. Как то во время циркового предсталения в честь звезд экрана Жанно под самым куполом легко повторил опасный номер клоуна-акробата, чем привлек внимание режиссера Андре Юнебеля - постановщика приключенческих и комедийных фильмов. Тогда, в начале 60-х Юнебель искал актера в хорошей физической форме и нашел, что Жана с его шармом галантного кавалера и неподдельной отвагой, ему сам Бог послал. Вместе Юнебель и Маре сделали несколько картин, отмеченных специальной наградой за вклад в киноискусство для юношества. Состоялось второе пришествие актера на экран - герой-любовник 40-х преобразился в рыцаря жанра "плаща и шпаги".

Все эти фильмы шли в наших кинотеатрах ("Горбун", "Капитан","Тайны Бургундского двора", "Парижские тайны" ). Не лишним будет напомнить, что только в сценах опасных автомобильных погонь, Маре заменяли дублером (и другом актера) Жилем Деламаром, остальные трюки Жан всегда выполнял сам, порой получая синяки и травмы. Он купался в холодной воде, но спортом никогда не занимался – ловкость, сила и атлетическая фигура были даны ему природой. Известен эпизод когда Марэ по просьбе фотографа легко вспрыгнул на парапет балкона в гостинице «Москва», чтобы в кадр вместе с кинозвездой вошла звезда кремлевской башни, Жан не один раз бывал в СССР, как гость и член жюри Московского Международного Фестиваля. Рассказывают, как во время одного из домашних приемов актера угощали блинчиками с икрой, а он категорически отказывался, объясняя воздержание необходимостью сохранять фигуру. Наконец Марэ съел один блинчик, а затем, махнув рукой на диету уничтожил и остальные, приговаривая - « Это убийство!.. это просто убийство!»

«УКРАДЕННАЯ» КРАСОТА»

В своей книге воспоминаний Жан Марэ рассказал, что самый первый в своей жизни набор красок он украл. Ему было десят лет, когда он начал рисовать акварелью. Еще раньше придумывал и конструировал декорации для своих детских театральных импровизаций. Юношей, работая у фотографа приглядывался, к хозяину, когда тот писал маслом. Вскоре и сам Жан взялся за кисть. Пройдут годы и Пабло Пикассо, не замеченный в лести, увидевший картины зрелого Марэ, скажет, что с таким талантом живописца нечего делать на "каких-то там киносъемках". Марэ не только рисовал и писал картины - он создавал эскизы костюмов для спектакля в театре "Буфф Паризьен", директором которого был какое-то время. Среди живописных и графических работ Марэ - художника много портретов Кокто. В 1964 году Жан записал пластинку с песнями на стихи своего друга и учителя. Через 12 лет в парижской "Галери Просцениум" была открыта выставка скульптурных произведений знаменитого актера, вышла книга его воспоминаний, а вскоре и сборник сказок . Автор иллюстраций к сказкам - все тот же, разносторонний Жан Марэ.

ИНТРИГОВАТЬ И СМЕШИТЬ

Говоря о многогранности актера можно вспомнить и о том, как Марэ любил фильмы, в которых доводилось менять образ и обличье или играть несколько персонажей. Вереница таинственных масок – шлейф памяти о его ролях – чудовище из сказки, маска кожаная, маска бархатная, маска железная, резиновая…переодевания, перевоплощения, метаморфозы …принц и монстр…

Как не упомянуть тут о фильме «Фантомас» Андре Юнебеля. Это была смелая перелицовка старого сюжета, перелицовка в стиле Джеймса Бонда ,но с галльским юмором. Режиссер и продюсеры собирались снять аж 12 серий похождений мега - злодея, но уже к концу работы над третьей поняли, что трюков и задора надолго не хватит. Проект выдохся еще и потому, что Луи де Фюнес и Жан Марэ почти с самого начала раздражали друг друга – они были слишком разными в работе – де Фюнес все делал сразу, а Жану нужно было разогреться и это удавалось к пятому – шестому дублю, когда Луи уже уставал. Конечно, Марэ не стал бы играть комиссара Жюва, но у него был настоящий комедийный дар – это знают те, кто видел фильм Жана Кокто «Трудные родители!». Этот дар оказался, увы, почти не востребован кинематографом. Тем не менее, в кинокарьере Жана Марэ была комедия «Олух» и дилогия о случайном шпионе - агенте Станисласе, настоящего суперагента актер сыграл в ироничном детективе Кристиана Жака «Джентльмен из Кокоди».

ЩЕДРОСТЬ И ГЛИНА

Как то в аэропорту Ниццы Жан Марэ обратил внимание на пожилую плачущую даму и поинтересовался причиной ее расстройства. Оказалось, что у нее недостаточно денег, чтобы отправиться на родину, в Алжир. Не говоря ни слова, актер купил билет и отдал его даме. Марэ умел быть деликатным. Подруга последних лет актера - Жаклин Фери рассказывала, что, приглашая ее на обед, Жанно умудрялся незаметно оплатить такси, которое она заказывала, чтобы возвратиться домой. Он считал, что важно делать добро. Именно Марэ вдвоем с Фернанделем в конце 1950-х создали и несколько лет возглавляли Общество помощи актерам, потерявшим трудоспособность из-за болезни или несчастного случая. Широта души и скромность были естественны для него так же, как честность и отвага. Жан Марэ признавался – «Я люблю, когда мне хорошо, а для того, чтобы мне было хорошо, мне нужно. Чтобы было хорошо и людям вокруг»

Может быть и поэтому в начале 60 х годов Жан Марэ усыновил цыганского парня – сироту. Теперь, прошли годы, Серж - давно жил отдельно - стеснялся слухов о сексуальной ориентации человека, принявшего живое участие в его судьбе, (что позднее не помешало ему заявить претензии на владение художественными произведениями актера).

КРАСИВ, КАК БОГ!

С годами Марэ все меньше снимался в кино. Он жил в живописном городке Валлорис, неподалеку от усадьбы Пабло Пикассо, в скромном, очаровательном доме с бассейном во дворе. Здесь, «под солнцем юга» Жан встретил своих последних настоящих друзей - скульпторов Джо и Нини Паскали. Марэ снова писал картины, занялся изготовлением оригинальных ваз и статуэток, на которые ставил изящный автограф. Эти работы с удовольствием раскупали туристы. В роли Просперо в шекспировской «Буре» и над гончарным кругом, седой и бородатый, он был похож на Бога в дни Сотворения Мира.

Марэ старел так же, как и жил – красиво и с достоинством. Дома рядом с ним часто можно было видеть овчарку по кличке Гюго – она заняла место любимого пса Мулука, найденного Жаном на одной из военных дорог, и давно умершего. Старость подступала медленно, но неотвратимо, былые травмы донимали бесстрашного рыцаря сцены и экрана. Он знал о приближении конца, еще рисуя афишу к очередному театральному фестивалю. Жан Марэ никогда не жаловался на болезнь и одиночество - называл себя "стариком, который развлекается". Говорил, с улыбкой на устах и в глазах, что всегда живет сегодняшним днем. В этом был один из его рецептов счастья, которым он так щедро умел делиться с нами.

ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

В январе 1996 года президент Франции Жак Ширак вручил Жану Марэ орден Искусств и изящной словесности. Марэ, превозмогая боль, целый час стоял на ногах, опираясь на палку. О днях, когда болезнь взяла уже слишком большую власть над актером, Джо Паскали рассказывал "Он страдал все больше . Несмотря на переливание, состав крови оставался плохим, и Жана, который никогда не жаловался, впервые в субботу, накануне его смерти, я увидел плачущим". В этот день Джо, остался вместе с другом в его доме. Ночью Марэ стал задыхаться. В четыре часа утра его увезли в больницу в Канн. На следующий день, в воскресенье 8 ноября, Нини и Джо приехали навестить Жана. Ему было намного лучше, боли не мучили его, и он даже шутил. Перед расставанием Жан Марэ произнес спокойно: "Этим вечером». Он умер вечером 8 ноября 1998 года от сердечного приступа. Жак Ширак сказал на следующий день - "Многие французы потеряли часть своей мечты и молодости". "Он был самой молодостью во все времена своей жизни", - вторил президенту страны журналист Пьер Маркабрю. "Его можно было любить за то лучшее, что у него было, - желание жить", - вспоминает один из театральных партнеров Марэ актер и режиссер Франсис Юстер. Жан Марэ похоронен в Валлорисе на старом кладбище, куда нужно подниматься по крутой дороге в гору и откуда как на ладони виден весь город. Постамент с масками двух львов, отделанный темным мрамором венчает фигура полусфинкса – полуоленя. Это тоже работа Жана Марэ. Одна из площадей в Валлорисе носит имя актера.

Жан Марэ был последним из уходившего поколения Мастеров французского кино. Но остались и еще вырастут новые зрители, которые не забудут великолепных в своем благородстве и искренности, героев Марэ. Для верных поклонников и друзей великий Артист навсегда останется Принцем Обаяния, Принцем, который всегда возвращается.

Автор статьи- А.М. Гранада

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх