«Московский дворик» - наиболее известная картина Василия Поленова. На этом полотне изображена безмятежная, неспешная жизнь Москвы в дореволюционные времена. Любопытно, что художник писал картину на скорую руку и переживал, что в ней нет никакой идейной направленности, демонстрации угнетенных. Однако именно этот почти идиллический пейзаж полюбился многим поколениям людей.
Самое забавное, что эту картину написал вовсе не москвич, более того, человек, который даже не жил до этого в Москве. Родиной Василия Поленова был Санкт-Петербург. Поначалу художник не видел себя живописцем, он поступил на физико-математический факультет, затем бросил и перевелся на юридический, но к 30-ти годам Поленов понял, в чем его истинное призвание.
Василий Дмитриевич жил несколько лет заграницей, а по возвращении один из авторитетных художественных критиков того времени В. Стасов говорил ему: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии».
Поленов приехал в Москву, задумывая написать полотно на историческую тему. Своему дяде Чижову художник рассказывал в письме вот что: «Дорогой дядя, благодарю Вас за гостеприимство и т. д. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».
«[...] Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его. К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».
Картина наглядно изображает дореволюционную Москву. Тогда город напоминал большую деревню с усадьбами, дворянскими «гнездами», где неспешно протекала жизнь.
На выставке художников-передвижников картина заметно выделялась. Сам Поленов переживал, что его полотно не призывает задуматься о социальных проблемах, как у остальных. Но в этом и была вся прелесть. Глядя на полотно, люди просто наслаждались идиллическим пейзажем, заряжаясь позитивом.
Самого Василия Поленова называли «рыцарем красоты». Помимо художественного таланта он имел дар архитектора, музыканта, сочиняющего музыку и играющего на клавишных инструментах, скрипке и аккордеоне. Вот только в любви не везло художнику.
Свежие комментарии