Genesis. Состав 1971-1974 годов
Давным давно, в середине восьмидесятых годов я, решив расширить свой музыкальный кругозор от уже запиленных мной со школы Лед Зеппелин, Дип Пёпл, Юрай Хип, Слэйд, Блэк Саббат и ещё с десяток производных хард-роковых команд + Пинк Флойд (обычный набор студента), отправился в студию звукозаписи, которая находилась на улице Горького в двух шагах от Кремля в том здоровенном доме напротив Театра им.
Ермоловой, где был фирменный магазин "Русские Вина" (вторая ближайшая студия была ещё ближе к Кремлю, на задворках ГУМа в Ветошном переулке, но она выглядела гораздо менее респектабельно при тех же ценах за минуту записи и от метро была дальше). Совершенно по наитию я вдруг решил записать на катушку "Свема" 525 метров группу Genesis потому что на семинарах английского языка в институте мне дали перевести короткую заметку про эту группу из какой-то английской газеты, чуть-ли не из Morning Star. При всём богатом выборе альбомов - а в списке на стене студии была вся дискография группы на этот период, кроме первого альбома - я выбрал альбом Selling England By the Pound, соблазнившись провокационным, как мне показалось, названием. Через пару дней я забрал катушку и поставил дома на свой Ростов-106 - и пропал. Меня настолько поразил неведомый мне доселе в роке подход к музыкальному материалу и концепции, что я тут же понял - любимые мной хард-роки и даже Битлз это лишь малая часть того огромного музыкального пласта, который существовал в популярной музыке шестидесятых-семидесятых годов. Собственно этим альбомом я для себя по настоящему открыл прогрессивный рок, несмотря на то, что уже хорошо знал творчество Пинк Флойд - но ранний Genesis и этот альбом для меня оказался чем-то вроде первой любви. Изысканный романтизм, потрясающий мелодизм, превосходная аранжировка и общая чистота атмосферы - всё это было сильно не похоже на хард-роковые вариации тяжёлых блюзов и это было, как бы две стороны одной медали - брутальное переплеталось с витальным.
Такое долгое ностальгическое вступление на самом деле маскирует моё нежелание давать анализ всего альбома в одной статье, поскольку там чуть-ли не про каждую композицию можно написать по статье. На альбоме их восемь, они пересекаются и перетекают одна в другую, звучат контрапунктом, вылезают отголосками и музыкальными фразами в разных местах. Формат Яндекс-Дзена не подразумевает пространных статей, поэтому ограничусь фактологией и двумя композициями - первой и последней, поскольку альбом цикличен.
Альбом был записан в августе 1973 года и вышел в октябре того же года. Он уже был неформатным по причине продолжительности -пятьдесят три с половиной минуты. Напомню, что тогда сорокапятиминутный формат лонг-плэя ещё играл какую-то роль, за год до этого Jethro Tull выпустили свой выдающийся Thick As a Brick одной сорокапятиминутной композицией, разбив её на две части ровно по 22 минуты 30 секунд, в этом же году они же выпустили Passion Play точно по такому же принципу. Genesis, видимо, было плевать на эти условности. Ни одна из композиций заведомо не попала бы ни на сингл, ни на радиостанцию по причине их длительности и постоянного цитирования одного в другом - такое можно слушать исключительно целиком.
У Genesis все альбомы, начиная с Trespass были глубоко концептуальными и подчинёнными одной теме, а предыдущий альбом Foxtrot уже создавался с перспективой на театрализованное свето-музыкальное шоу, которое выглядело довольно феерично. Selling England by the Poundисключением не стал и тему продолжил. На сей раз концепция была подчинена иррациональной тоске по средневековой Англии с проецированием прошлого на настоящее. Хорошей иллюстрацией к заявленной концепции как раз служат две композиции. которые я отобрал для статьи.
Начинается альбом с сюиты Dancing With the Moonlit Knight. С самого начала слушателя завлекает пасторальная баллада с превосходным запоминающимся акустическим риффом в разрешении куплета. Баллада потихоньку раскручивается ритмически за счёт перкуссии от Фила Коллинза и более экспрессивного вокала от Гэбриэла, чтобы через две минуты взорваться другой мелодической темой, где кошачьи вопли Питера подхватывают уже синтезаторы Бэнкса и гитары Хэккета с Резерфордом. Сольные пассажи Бэнкса сменяют сольные пассажи Хэккета, мелодия звучит от крещендо к диминуэндо и обратно, при этом имея сложнейшую ритмическую структуру - даже и не знаю как они это исполняли на концертах, учитывая, что играли они в живую и звук с концертного видео практически ничем не отличается от студийного варианта. Через две минуты после начала инструментального урагана мелодия возвращается к начальному риффу, но уже в ударном исполнении всем инструментами (в классическом оркестре это называется тутти) - это кульминация композиции
Вторая половина сюиты сочетает вперемешку инструментальные фрагменты в классической и джазовой гармонии с хард-роковыми переходами. В общем полистилистика налицо, но целом звучит это очень органично даже для не очень подготовленного человека. Возможно восходящие тональности и звучат чересчур романтично и несерьёзно, но напомню о концепции альбома, таковы правила игры.
Отдельно отмечу вокал Питера Гэбриэла, он интересен. Вокал производит впечатление некрепкого, если не сказать слабого, но это компенсируется удивительной вариативностью и уникальными узнаваемыми модуляциями - для музыки, которую проповедовал Genesis это то, что надо. Игра Фила Коллинза тоже заслуживает внимания, тут он выступает, как настоящий художник, используя разные средства и материалы. Тем более прекрасно ориентируясь в сложнейшей ритмической обстановке и являясь чуть-ли не основным дирижёром оркестра Genesis.
Теперь о композиции, которая закрывает альбом. Это коротенькая двухминутная кода, вытекает она из предыдущего номера Cinema Show, содержит фрагменты оттуда и целиком повторяет запоминающуюся мелодическую фигуру стартовой композиции. которую мы только что прослушали. Кода называется Aisle of Plenty (Ряды изобилия), в тексте перечисляются британские торговые сети и зачитываются продуктовые рекламные объявления. В сочетании с мелодией это аллюзия на романтическо-мифологическую первую часть с прекрасным рыцарем, танцующим при лунном свете - вот, мол, чем закончилась "добрая старая Англия" - ну обычное ворчание интеллектуалов. ))
Заключительная композиция удачно завершает альбом в прозрачной печали плачущего вокала Гэбриэла и тут же вызывает в памяти начальную сюиту, которую сразу же хочется послушать опять. Ну я и слушаю опять от корки до корки.
Первая и последняя композиции с этого альбома это как первая и последняя страница интересной книги. Внутрь мы может быть заглянем в другой раз, там есть газонокосилки, сеанс кинематографа, битвы в эпичном лесу и прочие чудеса, которые подарили нам Genesis этим замечательным альбомом, который я считаю лучшим у них и одним из самых лучших в прогрессивном роке за всё время его существования.

Свежие комментарии