На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНОХИТ

228 подписчиков

Свежие комментарии

  • Смирнова Галина
    Требую исправить ошибку. Картину "Бой на 12-й заставе Московского погранотряда" написал не Семенов, а художник Смирно...Картины художнико...
  • Leonid
    ...брехня...20 картин, которы...
  • Дмитрий Иванов
    Очень интересно, спасибо.))КАК Я УЧИЛ ХОЛМСА...

Ники Хопкинс, как зеркало рока

В роке есть такие невидимые герои, которые широкой публике неизвестны, но которые оказали существенное влияние на его развитие. Когда начинаешь углубляться в детальное изучение классических альбомов рок-групп второй половины шестидесятых - начала семидесятых, то всплывают очень интересные фигуры там задействованные.

 

Таков, например, британский клавишник Ники Хопкинс, которого везде именуют "сессионным музыкантом", но который привнёс такую фортепианную гармонию в мир рок-музыки, которой могли бы позавидовать более именитые лица вроде Джона Лорда или Рика Уэйкмена. На самом деле это моё личное мнение, восприятие у всех разное. Поэтому просто напишу свою историю знакомства с творческим вкладом Ники Хопкинса в историю рок-музыки.

 
Ники Хопкинс
Ники Хопкинс
 

В первый раз я обратил внимание на фортепианную партию в композиции группы The Rolling Stones под названием Jigsaw Puzzle с альбома Beggars Banquet 1968 года. Будучи слегка знакомым с приглашаемыми на записи персоналиями у роллингов, я полагал, что фортепиано "как всегда" записано Иэном Стюартом - штатным клавишником группы на записях. Мало того, Иэн стоял у истоков группы и ушёл из постоянного состава только по состоянию здоровья, но очень часто был задействован в студийной деятельности. Однако при многократном прослушивании партии фортепиано в композиции (а она произвела на меня сильнейшее впечатление) я понял, что это совершенно не рука Стюарта, который хорош в подыгрыше, но в феерических вариациях и импровизациях замечен не был. В упомянутой композиции партия фортепиано в итоге перетягивает на себя всю структуру песни, фактически солируя весь финал. Песня довольно сложна по композиции и это одна из немногих песен. которую группа никогда не исполняла вживую

Фишкой песни, на первый взгляд является слайд-гитарные пассажи в исполнении Кита Ричардса, вполне в духе времени поисков и экспериментов в роке. Звук композиции, надо сказать, чрезвычайно глубокий и богатый, чувствуется, что сделано на драйве. Интересная ритм-секция, особенно бас Уаймана. Но обратите внимание, как этот драйв поймал Хопкинс в банальном подыгрыше и как раскручивает его по ходу песни, поймав невероятный кураж в концовке. Если абстрагироваться от аккомпанемента и просто следить за фортепианной партией, пусть и на втором плане, то картина предстаёт следующая: вступая лишь к концу первой минуты аккуратными аккордами Ники продолжает вторую минуту не менее аккуратными арпеджио. Всё это для того, чтобы в начале третьей минуты сорваться в буги-вуги аж в четыре октавы, переходя к концу четвёртой минуты временами в нижний регистр. Причём зажигает он вариативно, чувствуется, что от души, умудряясь при этом структурировать композицию. Как оценил его работу мой приятель-музыкант: "чувак делает квадрат, держит в рамках распоясавшихся музыкантов". Изюминку придаёт периодическое малозаметное отставание фортепиано по ритму, небольшие огрехи и элементы хонки-тонк. То есть совершенно очевидно, что партию Хопкинс играет целиком под запись без каких-бы-то ни было студийных ухищрений вроде врезок отдельных фрагментов. Парень при этом умудрился влезть с буги-ритмами в двенадцатитактовый блюз, которым по сути является Jigsaw Puzzle.

Конец композиции он вообще ведёт феерично и уже весь остальной аккомпанемент уходит на второй план на последней минуте песни. И мне всегда очень жаль, что композиция заканчивается уменьшением звука как раз тогда. когда Ники только-только разошёлся. Но у группы ведь не было задачи зажечь звезду Хопкинса, потому всё остаётся, как есть.

Всё это я описываю так долго, потому что партия фортепиано, когда я её распробовал привела меня в восторг и я заинтересовался Ники, как музыкантом и стал узнавать, где он ещё оставил свой след. Материала накопал не на одну статью, наверное статей и будет несколько.

Если оценивать работы Хопкинса только с Роллинг Стоунз, то уже тут вылезает такое количество интересных композиций, что это уже размышления не в формате яндекс-дзен. Но начну по порядку.

Ники Хопкинс родился в 1944 году и музыкальную карьеру начал в группе маргинала от рока начала шестидесятых Screaming Лорда Сатча - был такой эпатажный персонаж в истории британского рока. Между прочим, одновременно с Ники в группе начинал Ричи Блэкмор, а чуть позже через эту кузницу прошли Джимми Пейдж и Митч Митчелл. Впервые Хопкинс засветился из серьёзных групп в 1965 году, отыграв все фортепианные партии на дебютном альбоме группы The Who, который назывался My Generation, и который вознёс группу разом в пятёрку самых популярных британских команд. К работе с The Who я ещё вернусь, дебютным альбомом она не ограничилась. В 1966 году Ники начинает сотрудничество с The Kinks, сыграв на фортепиано в композиции Sunny Afternoon. И надо сказать партия фортепиано там запоминающаяся. Вообще так получилось, что многие композиции и даже альбомы, где участвовал Хопкинс становились если не знаковыми, то очень даже известными и теперь - и это в том многообразии, в котором находилась рок-музыка второй половины шестидесятых.

В Sunny Afternoon, безусловном хите номер один альбома Face to Face, Хопкинс расцвечивает припев аккомпанементом в стиле рэгтайма всё в той же хонки-тонк манере - слегка расхлябанного исполнения. В ещё одной заметнейшей композиции The Kinks того же периода, вышедшей синглом - Dead End Street - работа Ники уже более значительна, фортепианная партия фактически структурирует композицию, звуча на первом плане вместе с трубой (во всех приведённых роликах призываю следить именно за партией фортепиано, это очень показательный момент в понимании талантов Хопкинса). И здесь, кроме основного риффа, в связке между куплетом и припевом слышны салунные нотки пианино и концовка песни опять за соло Хопкинса, аккомпанирующего трубе

Это был период для группы Кинкс, когда они были запрещены к въезду в Соединённые Штаты, что спровоцировало к появлению у группы полноценных концептуальных альбомов. И вот на первом из них - Something Else - Хопкинс уже участвует в записи всего альбома целиком, плюс в огромном количестве хитовых бонус-треков, выходивших потом несколько лет подряд. Нельзя, конечно, сказать, что сессионный музыкант Ники Хопкинс был соавтором композиций, но его заслуга в замечательных аранжировках очевидна. Согласитесь, это тоже важная часть творчества.

Следующий альбом The Kinks, Village Green записан опять с Ники в 1968 году, и опять фортепианные партии прекрасно запоминаются, как например широкий аккордный ряд в Animal Farm. А вот следующий, наиболее значительный для группы по концепции "Артур или "Взлёт и Падение Британской Империи" обходится уже без Хопкинса, на фортепиано играет сам Рэй Дэвис и разница существенна для искушённого слушателя, фортепиано уже не оставляет такого следа в восприятии, хотя альбом выдающийся и берёт совсем другими качествами.

Широта таланта и глубокое умение проникать в тему можно раскрыть на примере участия Хопкинса в записи единственного психоделического альбома всё тех же Роллинг Стоунз Their Satanic Majestic Request. Альбом интересен практически полным отходом от блюзовой гармонии, что для Стоунз из ряда вон. Но и здесь Хопкинс чувствует себя, как рыба в воде. Прелестный и светлый фортепианный ряд в известной She's a Rainbow он исполнил на высочайшем уровне, как будто у него клавиши вместо пальцев. Именно его фортепианный пассаж и составляет запоминающуюся основу песни, плюс прекрасная импровизация "на тему" в середине композиции. С Роллинг Стоунз Хопкинс работает до 1976 года, появляясь на всех знаковых альбомах и его фортепиано неизменно запоминается - он если и не король блюзовой гармонии, то принц точно, взять хотя бы его приметную игру в ричардсовской You Got the Silver с лучшего альбома группы Let It Bleed. Прекрасно он себя чувствует и в балладных рамках - клавишный аккомпанемент к Angie можно выставлять отдельным произведением. Если говорить о работе с Роллинг Стоунз, то особняком для меня стоит его апокалиптический рифф из сингла группы We Love You, которая для меня является образцом психоделики середины шестидесятых. Собственно этот рифф и задаёт настроение всей композиции, завывания меллотрона, на котором играл Брайан Джонс лишь дополняют страшненькую гармонию песни.

На подпевках здесь, между прочим, Леннон с Маккартни и фамилия Хопкинса красуется третьей вместе с двумя битлами в списке "приглашённых музыкантов" на конверте сингла.

Ники прекрасно играет на любых клавишах - пианино, орган, клавесин, меллотрон. Играет он в самых разных по музыкальному подходу группах - я уже упомянул The Rolling Stones, The Who, The Kinks. Даже сами The Beatles пригласили Хопкинса на запись композиции Revolution 1 для "Белого Альбома". Судя по всему талант и умения Ники был нарасхват, как у корифеев, так и у оригинальных новичков в поисках стиля. Например без Хопкинса не обошёлся дебютный альбом очень интересной группы The Move, предтечи Electric Light Orchestra. Классическая гармония, которую исповедовал лидер The Move харизматичный Рой Вуд, совершенно не стала препятствием для всеядного музыканта Хопкинса с музыкой в сердце. Вот его партия клавесина на одной из композиций группы Mist On Monday Morning

В общем "широк, широк человек, я бы сузил", как писал наш Фёдор Михайлович. Поэтому, рискуя перегрузить формат яндекс-дзена блестящими именами мировой рок-музыки и разнообразными примечательными сведениями, я статью заканчиваю. С тем, чтобы вернуться к фигуре Ники Хопкинса во второй статье через некоторое время, ибо там будут и семидесятые, будет и Вудсток, и Джон Леннон и много чего ещё познавательного из работ Ники Хопкинса. И там наконец-то можно увидеть его на видео за работой.

До встречи!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх